Зачем-то пригодятся"
У меня есть подруга, которая покупает дешевые вещи чуть ли не мешками, а потом раздаривает их друзьям. В средствах она не стеснена, и дешевые вещи – это изначально "не ее история". Но остановиться она не может: как только видит объявление о распродаже и кофточки по 150 грн, рука так и тянется за кошельком.
- А зачем ты их вообще покупаешь? – в сотый раз интересуюсь я, глядя на ворох вещей на полу, с которых даже бирки не срезаны. Подруга страдает: места в гардеробной нет, выбросить жалко, пристроить некуда.
- Ну а как не купить? Это же продавалось по 100 и по 150 грн! Ты посмотри цвета какие! Я специально выбирала – чтобы и ярко было, и ко всему подходило!
- Ну так носи, раз ко всему подходит!
- Ты что! – делает подруга круглые глаза. – Муж инфаркт получит! Он мне в… (называет крутую торговую марку) всю новую коллекцию скупил, а я буду в футболке за 100 грн ходить?
Надо сказать, что действительно все хорошие, качественные и дорогие вещи подруге покупает муж. У нее есть свои карманные деньги, и она легко бы могла себе позволить купить хоть дорогую ювелирку, хоть сапоги, хоть шубу – но не покупает! И даже в магазинах среднего ценового сегмента она с большой долей вероятности купит себе не платье за 3-5 тыс. грн, которое ей "в принципе понравилось", а несколько непонятных футболок и туничек по 150-200 грн, которые "по такой цене точно зачем-нибудь пригодятся".
- Может у тебя было тяжелое детство? Может в подростковом возрасте не хватало яркой одежды? Может, для тебя главное не качество, а количество? – перечисляю я причины, в поисках объяснения столь странного шопинг-поведения.
Подруга лишь пожимает плечами, утверждая, что это все не про нее.
- И кстати, вот это вот "мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи" тоже не про меня – у меня как раз денег достаточно, так что могу себе позволить купить и дешевое! – смеется она.
"Дешевле" – значит "дороже"
Моя подруга в своей тяге к дешевым вещам не одинока. Но если она не может объяснить свои странные предпочтения даже себе, то у других объяснения всегда наготове. "Нет денег на дорогие", "мне нужна не одна вещь, а несколько – не буду же я в одном и том же на работу ходить", "на дорогую денег жалко – все равно через полгода надоест" и т.д.
А одна знакомая и вовсе сообщила, что когда покупает несколько дешевых вещей, то чувствует себя "экономной хозяйкой", и это ощущение ей очень нравится.
Конечно, масс-маркет буквально провоцирует нас покупать все больше и больше, но при этом толком не получать удовольствия ни от какой одежды. "Две по цене одной", "купи две – третья в подарок" - это не про удовольствие. И даже не про экономию. Какая уж тут экономия, когда вы в итоге покупаете три вещи, в то время как вам и одна была не так чтобы нужна. Создается впечатление, что мы покупаем вещи не для того, чтобы носить, а для того, чтобы поощрять рынок сбыта вообще и маркетологов в частности.
Многие не раз замечали, что в то время как нужная и обдуманная вещь "делает гардероб" и носится годами, вещи, купленные исключительно из-за доступной цены, часто остаются ни разу не надетыми.
И поскольку удовольствие от вещей определяется вовсе не их количеством, а качеством, тем, насколько они подходят лично вам, насколько в них удобно и приятно, выходит, что "дешевле" в итоге получается "дороже".
Без вины и разочарования
|
Но почему же многим психологически проще купить пять дешевых вещей, чем одну дорогую? Об этом мы побеседовали с психологом и НЛП-практиком Инной Алексеенко.
- Начнем с того, что с дешевой вещи спрос небольшой, - говорит эксперт. – Поэтому даже если она не оправдает большие надежды, разочарование будет не таким жестоким. А сама дешевая вещь, не оправдавшая надежд, всеми забытая обоснуется в недрах шкафа.
Второй момент касается чувства вины, продолжает психолог. Неудачная дешевая вещь если и вызовет это чувство, то совсем немного. Дорогая же покупка, не вписавшаяся в гардероб, может висеть в шкафу немым укором много лет, и избавиться от нее будет гораздо сложнее.
- Некоторые могут отловить себя на страхе разочароваться в дорогих вещах, - отмечает эксперт. - То есть дорогие вещи в этом случае воспринимаются как стимул к развитию, к повышению доходов. А в случае разочарования придется искать новый стимул.
А еще, говорит Инна Алексеенко, дорогая вещь - это ответственность. И это прекрасно! Человек несколько раз задумаетесь, прежде чем ее купить, оценит по всем параметрам. Но, конечно, это работает только тогда, когда мы покупаем не просто что-то дорогостоящее, а то, что по-настоящему нравится.
При этом все вышесказанное вовсе не означает, что нужно покупать только дорогие вещи, подытоживает эксперт. Просто с ними проще учиться нести ответственность за свои покупки, чтобы потом не устраивать тотальное "расхламление" раз в месяц. Ответственность за покупку дешевых вещей - это вообще высший пилотаж.
По мнению психолога, определяющими моментами при покупке должны быть не бренды, но и не ценники с пометкой "минус 70 %". Главное – уметь "видеть вещь" и покупать то, что вам действительно нужно.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Экономика в коронакризис: пока мир накопил триллионы долларов, украинцы тратят все подчистую