Изучить историю того, что произошло 35 лет на ЧАЭС, можно, конечно, и по сериалу "Чернобыль". Но это как-то совсем не по-научному. Поэтому я открыла учебники сына-девятиклассника сравнить свои познания с тем, что о трагедии преподают сегодня школьникам.
В каждой книге по строчке
В учебнике истории Украины вообще ничего - оно и не удивительно, дети в 9-м классе проходят более ранние времена. А вот в учебнике географии в параграфе о проблемах экологии жирным шрифтом выделено задание - подготовить доклад о Фукусиме и Чернобыле. И на этом точка.
Впрочем, в предыдущем учебнике географии - за 8-й класс- информации о Чернобыле уже побольше. В параграфе об экологической ситуации в Украине написано: "Наиболее масштабной по последствиям, безусловно, является авария на Чернобыльской АЭС, произошедшая 26 апреля 1986 года. Была образована 30-километровая зона отчуждения, из которой отселили 130 тысяч жителей Киевской области, а 75 поселений (в т.ч. Припять и Чернобыль) перестали существовать. Сейчас все природные процессы на территории зоны происходят в условиях высоких показателей радиационного загрязнения". Собственно, это и все.
В учебнике биологии 11-го класса о Чернобыльской катастрофе всего пара строк - в контексте того, как радиация пагубно повлияла на почву. В этом же абзаце говорится о вреде, который нанесли почве на востоке Украины снаряды.
|
Рассказывают на классном часе
Звоню знакомым мамочкам. По словам Ирины Васильевой, мамы семиклассника Игоря, несмотря на скупость строк в учебнике о Чернобыле, в школе с детьми говорят часто.
- Сыну каждый год на классном часе в годовщину трагедии рассказывают о Чернобыле, - сказала Ирина. - Учитель ставит детям фильмы, хроники тех дней, записи телефонных звонков - как люди звонили в пожарную часть. Дети услышали страх в голосе человека, который звонил, и оператора, который принимал звонок. Мой ребенок после урока пришел домой шокированный и взволнованный.
В младшей школе тоже рассказывают о Чернобыльской катастрофе, даже если в программе не предусмотрены такие уроки - всегда есть классный час.
Директор гимназии №34 "Лыбедь" в Подольском районе Киева Алевтина Багинская считает, что большой массив информации о Чернобыльской трагедии в учебниках и не нужен. Эффект обучения в большей степени зависит не от того, что ребенок прочитает в книжке, а от того, что услышит от педагога.
- Тема Чернобыля прописана в годовом плане. О событиях 1986 года вспоминают на уроках химии, физики, уроках ботаники, биологии, анатомии, и конечно же истории, когда изучаются 80-е года прошлого столетия, - говорит Алевтина Багинская. – В апреле, в контексте экологической безопасности, мы объединяем две даты. Это 22 апреля - Всемирный день Земли и 26 апреля – годовщина аварии на ЧАЭС. Вот сейчас в нашей гимназии мы уже начали проводить уроки "Планета – мой дом". Первый состоялся 19 апреля для всех классов. Тема рассматривалась через призму каждого предмета, который шел по расписанию. На украинском писали диктант, разбирали термины. На физике говорили об атомной энергии – насколько она полезна и насколько может быть опасной. На химии рассматривали и соединения, которые имеют негативное влияние на окружающую среду.
Директор лицея отмечает, что сейчас педагог не привязан так строго, как раньше, к методическим рекомендациям. Он имеет право на академическую свободу и в конечном итоге все зависит от личного творчества учителя.
|
Безразличие коммунистического руководства
- Если взять учебники автора Виталия Власова, одного из авторов ВНО по истории Украины, то в пятом классе есть один урок, где упоминается тема ЧАЭС - в учебнике одно предложение. В одиннадцатом классе ЧАЭС вспоминается на двух уроках в двух разных темах - в учебнике 2018 года две страницы, - рассказывает "КП" в Украине" историк учитель-методист Британской международной школы в Днепре Тарас Кучеренко. - На первый взгляд, этой информации о ЧАЭС мало, но сюда же можно добавить еще время подготовки к ВНО в конце одиннадцатого класса, классные часы и общешкольные действия, посвященные 26 апреля.
Подают информацию детям разных возрастов с тем расчетом, чтобы даже маленький слушатель понял и закрепил новые знания.
- В 5-м классе акцент делается на безразличное отношение коммунистического руководства к экологии: "Партийные чиновники были безразличны к нуждам людей, не заботились они и о природе - одним из самых трагических событий истории Украины того периода является катастрофа на Чернобыльской атомной станции", - приводит пример педагог. - В 11-м классе объем проблемы расширяется к вопросу суверенитета, ведь ЧАЭС в Украине была не республиканского, а союзного подчинения. Поэтому делается вывод, что граждане Украины "на собственном опыте убедились, что принятие судьбоносных для них экономико-экологических решений за пределами республики является небезопасным. Чернобыль сыграл роль катализатора общественно-политических процессов, которые привели к осознанию необходимости обретения независимости Украины". Конечно, тщательно анализируются и последствия катастрофы.
Кучеренко говорит, что во время подготовки к ВНО в конце 11-го класса объясняется дисбаланс промышленного и опасного энергетического строительства в густонаселенном регионе. Людьми рисковали ради внешнеполитических целей. Например, это помощь странам Совета Экономической Взаимопомощи во время энергетического кризиса 70-80-х, потребность в валюте для закупки дефицитных товаров за рубежом и т.д. То есть акцент ставится на имперский характер использования природных и человеческих ресурсов Украины в советские времена.
|
|
|
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ