Под слоем краски показался другой цвет
Первая работа во Львовском историческом музее для местного реставратора обернулась невероятной профессиональной удачей и открытием - под слоем краски на портрете польского короля Яна III Собесского он обнаружил другое изображение.
На созванном по этому поводу реставрационном совете было решено - Яна Собесского "растворить", а портрет неизвестного мужчины с монетами, нарисованный более тонко и профессионально, оставить. Эта картина 20-30 годов XIX века, по мнению экспертов, представляет большую художественную ценность, чем портрет монарха того же века. Тем более, его изображений в музее и так достаточно.
Такое на памяти львовских музейных работников произошло впервые.
- Художник нам пока неизвестный, как и личность человека на портрете, - рассказывает "КП" в Украине" заведующий отделом "Каменица Корнякта" Львовского исторического музея Мирослав Побережный. - Видимо, портрет Яна Собесского нарисовали для более выгодной продажи полотна. Но портрет на самом деле оказался фальсификатом, так как был нарисован на другом портрете начала XIX века. Приняли решение снять изображение полностью и открыть первичный портрет.
Неизвестный банкир или меценат
В музее считают, что на картине изображен банкир или меценат - человек, который имел дело с деньгами. Он стоит возле стола, на котором лежит лист бумаги, также изображены монеты. На листе прочитали три слова "шесть тысяч" на немецком языке и слово Prag. Может, это Прага.
Эта картина попала во Львовский исторической музей в составе коллекции портретной живописи из бывшего Национального музея имени короля Яна III Собесского во Львове. Польский монарх, живший в XVIIвеке, родился в Олесском замке на Львовщине, по линии матери принадлежал к украинскому старинному роду Даниловичей. Его музей открыли в 1908 году в каменице Корнякта XVII века, которая ранее была его резиденцией и принадлежала королю.
- С самого начала существования музея сотрудники заботились о том, чтобы собрать и сохранить как можно больше экспонатов, с ним связанных, - продолжает Мирослав Побережный. - Их музей покупал либо их дарили. Была достаточно большая подборка портретов короля разного происхождения. Некоторые из них, датированные XVIIвеком, можно считать прижизненными.
|
Перерисовали, чтобы выгоднее продать
Портрет, о котором идет речь, по словам Мирослава Побережного, попал в музей из коллекции львовского историка и автора работ по истории львовского искусства и архитектуры Владислава Лозинского.
- Эту картину он купил в 1910 году у коллекционеров и партнеров Шварца и Шульберга в числе других работ, - продолжает Мирослав Побережный. - После смерти Владислава Лозинского в 1913 году часть его коллекции передали в Национальный музей Яна IIIСобесского. Так этот портрет стал экспонатом музея, в 30-х годах XXвека выставлялся в постоянной экспозиции в королевских залах каменицы Корнякта.
Не будь поверх первой картины нарисован польский монарх, очевидно, что портрет бы не попал к Лозинскому, соответственно затем - в музей короля и позже во Львовский исторический музей. Как рассказывает Мирослав Побережный, Лозинский питал большой интерес к истории и прошлому Речи Посполитой, и то, что он покупал для коллекции, обязательно должно было быть связано с Польшей. Портрет неизвестного его бы просто не заинтересовал. Вполне возможно, что антиквары могли и пририсовать короля поверх старого изображения, чтобы выгоднее продать. Кто именно это сделал - Шварц и Шульберг или те, кто ранее владел картиной, не представляется возможным выяснить. Правда, художник был не слишком умелым, что видно по грубому слою краски. Рисуя Собесского, он частично использовал черты лица неизвестного. Это типичное изображение короля, подобное можно увидеть и на гравюрах XVII-XVIII веков.
|
Иконы обновляли, нанося краску по контурам
По словам сотрудников музея, ранее таким способом могли реставрировать картины - обновлять краски на портрете, но чаще - на ликах святых на иконах. Но совершенно другая картина поверх старой - это исключение.
Реставрация картины шла девять месяцев, и теперь коллекция музея пополнилась новым экспонатом. Чтобы снять краску, приходилось подбирать разные растворители под каждый цвет, соскребать ее скальпелем, работать с ультрафиолетовой лампой, которая высвечивает лаковые пленки, цифровым микроскопом и бинокулярной лупой. Работа хирургически тонкая!
Хоть во Львовском историческом музее с таким случаем столкнулись впервые, сотрудники подозревают, что подобные открытия их еще ждут впереди - в частности, при работе с картинами из коллекции Владислава Лозинского.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ