Громкое дело: какое реальное наказание грозит депутату-кнопкодаву?

Генпрокурор Ирина Венедиктова сообщила о первом подозрении парламентарию по факту неперсонального голосования.

Олег ТЕРЕЩЕНКО

Если раньше народных депутатов только публично отчитывали за  кнопкодавство и пальчиком показывали "ай-яй-яй", то с недавних пор якобы намерены привлекать к уголовной ответственности. 12 февраля генпрокурор Ирина Венедиктова написала на своей странице в  Фейсбуке, что по ее поручению "прокуроры сообщили о подозрении народному депутату Украины по фактам совершения на пленарном заседании Верховной Рады Украины голосований вместо другого народного депутата".

"Это первый (см. "Вопрос ребром") в нашей практике случай привлечения к ответственности по ст. 364-2 Уголовного кодекса Украины", - написала Ирина Венедиктова. Фамилии народного депутата, который рискует оказаться на скамье обвиняемых, она не назвала. Но под описание подходит представитель депутатской группы "Довіра" Владислав Поляк. Именно в отношении него год назад прокуратура открыла уголовное дело. В поле зрения правоохранителей он попал после того, как во время голосования за поправки к законопроекту об обращении земель сельскохозяйственного назначения он несколько раз проголосовал за своего коллегу Василия Петевку.

Депутат от вручения подозрения, по словам Венедиктовой, уклонился. Комментариев ни от Поляка, ни от депутатской группы "Довіра" еще не было.

"КП" в Украине" изучила, какое наказание грозит парламентарию и станет ли данное уголовное дело венцом политической карьеры Владислава Поляка.

Судимость - временная преграда, а не приговор

Верховная Рада криминализировала ответственность за неперсональное голосование 19 декабря 2019 года. Депутаты приняли закон, которым Уголовный кодекс дополнялся статьей 364-2. Она предусматривала штраф за кнопкодавство в размере от 51 до 85 тысяч гривен. Была еще идея лишать нарушителя и депутатского мандата, но она не прошла испытание вердиктом Конституционного суда. Судьи признали такую санкцию несоответствующей Основному закону страны.

Есть статья - есть подозрение, а что дальше? А дальше, по словам адвоката Ивана Либермана, события могут развиваться по двум сценариям. Все зависит от правовой позиции стороны обвинения и стороны защиты.

- Первый вариант - дело будет идти очень динамично. Может быть заключено соглашение о виновности. В итоге суд вынесет решение об утверждении соглашения, дело быстро закроют. Точка, - рассказывает Иван Либерман. - Второй вариант правовой защиты - затягивание судебного рассмотрения по различным причинам (болезнь, карантин и т.д.) до момента, пока не истечет время привлечения лица к уголовной ответственности по этой статье.

Развитие ситуации по первому сценарию влечет судимость. А может ли судимый человек быть народным депутатом?

- В статье 81 Конституции названы основания для лишения депутатского мандата. Среди них есть и основание: депутат досрочно лишается полномочий после вступления в силу обвинительного вердикта суда в отношении него. То есть теоретически может лишиться мандата, но может быть и ситуация, когда последуют толкования, что обвинительный вердикт должен быть по тяжкому преступлению, коим неперсональное голосование не является, - говорит юрист Татьяна Ярош. - А вот вновь баллотироваться в Верховную Раду такой депутат не сможет, ведь судимость - преграда для регистрации человека кандидатом в народные депутаты.

Но и здесь есть одно "но". Судимость - это не пожизненный приговор для политической карьеры. В случае погашения судимости можно вновь смело баллотироваться в Верховную Раду. Судимость за  кнопкодавство погашается спустя год-два, если осужденный не совершил нового преступления. То есть, условно говоря, если "Поляка" признают виновным по статье 364-2 УК, то он не сможет принять участие в досрочных парламентских выборах, а вот на очередные парламентские выборы, которые должны состояться в 2024-м, смело сможет пойти.

КСТАТИ

Кто следующий?

Очередным депутатом, который может получить подозрение в совершении преступления, предусмотренного статьей 364-2 УК, может стать еще один представитель депутатской группы "Довіра" Андрей Иванчук. 15 января этого года Офис генерального прокурора со второй попытки открыл уголовное производство против Иванчука за нарушение правил голосования при принятии изменений в госбюджет 5 ноября 2020 года.

Днем ранее такое же уголовное производство было открыто против представителя фракции ОПЗЖ Григория Суркиса. Правоохранители будут расследовать факт неперсонального голосования оппозиционера при назначении министром образования Сергея Шкарлета. "Кейс Суркиса" интересен тем, что в случае доказательства его вины можно будет оспорить законность назначения Шкарлета министром. Дело в том, что за назначение Шкарлета министром проголосовали 226 депутатов, то есть минимум парламентариев для принятия результативного решения. И если от этого результата отминусовать голос Суркиса, то кресло под Шкарлетом зашатается. Более того, могут быть и оспорены решения, принятые Сергеем Шкарлетом на посту министра.

ВОПРОС РЕБРОМ

Неужели Поляк станет первым наказанным за кнопкодавство?

Если верить публичным заявлениям высокопоставленных лиц страны, то нет. В конце июня 2020 года первый вице-спикер Руслан Стефанчук в интервью "Радио Свобода" заявил, что в суде слушается дело по первому кнопкодаву, статья 364-2 УК применяется.

- Я знаю, что одно дело по этому случаю (кнопкодавства. - Авт.) слушается. Но конечного вердикта суда еще нет, - сказал Руслан Стефанчук.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Украинские политики в TikTok: что выкладывают Кличко, Ляшко, Гончаренко