Конституционный кризис, возникший из-за отмены наказания нарушения в декларациях, не остался незамеченным западными партнерами Украины. В Брюсселе дали четко понять, если в Украине свернется антикоррупционная реформа, украинцы могут попрощаться с безвизом.
Сигнал в Киеве услышали. Президент Владимир Зеленский выступил с инициативой распустить Конституционный суд, а Кабмин принял решения, которые, по сути, игнорируют исполнение решений КСУ. Затем было обращение в Венецианскую комиссию с просьбой посоветовать, как быть в сложившейся ситуации. "Венецианка" дала три дельных совета.
Главу Конституционного суда Александра Тупицкого утром 28 декабря вызвали на допрос в Генпрокуратуру, правда он вызов проигнорировал, чем еще больше накалил ситуацию. Как страна выпутывается из кризиса и что будет дальше - в нашем материале.
ЧТО УЖЕ СДЕЛАНО:
Шаг 1. Восстановлено наказание за недостоверное декларирование
4 декабря народные депутаты вернули в Уголовный кодекс статью за ложь в е-декларациях. С голосованием торопились. И не мудрено, ведь послы стран "Большой семерки" озвучили четкий дедлайн, когда этот закон должен быть принят – не позже 16 декабря. Успели, но принятый закон вышел весьма сомнительного качества, вернее беззубым. Им предусматривалось, что чиновник, который ошибся, не указал в своей е-декларации имущество на сумму до 8,8 млн грн, то его могут оштрафовать лишь на 51 тысячу гривен. И судимости при этом у него не будет. Ведь такие действия приравняли к уголовному проступку, а не преступлению.
Шаг 2. Вернули полномочия НАПК и установили спецпроверку деклараций судей
15 декабря народные депутаты восстановили полномочия Национального агентства по предупреждению коррупции. Что это означает на практике? НАПК вновь сможет проверять е-декларации. В то же время введен механизм жалобы для судьи, если он чувствует, что в процессе проверки декларации на него оказывается давление. Полную проверку деклараций и мониторинга образа жизни судей и судей Конституционного суда НАПК должно согласовывать с Высшим советом правосудия и КС.
Единый государственный реестр деклараций лиц должен быть открыт круглосуточно.
ЧТО ПЛАНИРУЮТ СДЕЛАТЬ В 2021 ГОДУ
Новый регламент для КСУ и новая процедура принятия решений
21 декабря народные депутаты зарегистрировали законопроект о конституционной процедуре. Главная цель документа заключается в том, чтобы на законодательном уровне утвердить регламент Конституционного суда и таким образом якобы ограничить судей. К слову, Европейская комиссия за демократию через право призвала парламентариев не брать на себя полномочия по принятию регламента КСУ, а оставить этот вопрос в компетенции самого суда.
Законопроектом предлагается конкретизировать полномочия КСУ, выписав, за какие дела они могут браться. Кроме того, им предложено установить дисциплинарную ответственность судьи Конституционного суда за "совершение существенного дисциплинарного проступка, грубое или систематическое пренебрежение своими обязанностями, что несовместимо со статусом судьи КСУ или выявило его несоответствие занимаемой должности". Уточнены 7 пунктов такого грубого дисциплинарного проступка.
Документ меняет и алгоритм принятия решений судьями КСУ. Он устанавливает, что решение принимаются двумя третями судей.
Однако нашлись те, кто критикует данный законопроект, называя его имитацией реформы КСУ.
- Законопроект в таком виде не является решением кризиса конституционного правосудия, это очередной обман. Даже в случае его принятия КСУ сможет дальше работать в том же формате. Фактически депутаты подарили КСУ и олигархам возможность продолжать уничтожение реформ в Украине, - заявила эксперт Центра противодействия коррупции Галина Чижик.
Свое позицию она аргументирует тем, что, не меняя процедуру отбора судей, власть получает ручной КСУ. Ведь необходимые для принятия решений 12 голосов судей КСУ – это судьи по квоте президента и Верховной Рады.
- Для эффективного блокирования работы КСУ нужно существенно повысить требования к правомочности суда и кворума для проведения заседаний и принятия решений. Например, предусмотреть, что заседание суда является полномочным при условии присутствия не менее 15 судей, а решения принимаются при условии, что их поддержали не менее 14 судей, и, соответственно, уменьшать это количество при наличии отводов, - заключила наша собеседница.
В ТЕМУ
Кто на две вакантные должности судьи КСУ?
На сегодняшний день состав КСУ не полностью укомплектован. Не хватает двух судей по квоте Верховной Рады. Этот пробел депутаты хотели устранить 6 ноября. Претендовали 6 кандидатов, но ни один из них не заручился необходимой поддержкой депутатского корпуса.
13 ноября профильный комитет Верховной Рады объявил новый конкурс на выдвижение кандидатов на должности судей КСУ. Затем утвердили процедуру конкурса, оставив старые правила отбора.
Отметим, Венецианская комиссия призывала Верховную Раду Украины и съезд судей Украины удержаться от избрания/назначения новых судей КСУ по их квоте до введения конкурсной процедуры отбора и проверки кандидатов. Для этого рекомендовала создать специальную комиссию с участием международных экспертов, которая будет проверять квалификацию и добропорядочность кандидатов. Этот призыв народные избранники проигнорировали.
По имеющейся информации, на кресло судьи КСУ претендуют двое действующих народных депутатов - Ольга Совгиря от "Слуги народа" и Юрий Павленко от ОПЗЖ. Хотят стать судьями КСУ адвокат Николай Сирый, предложенный "Европейской солидарностью", глава секретариата партии "Батькивщина" Ольга Бондарь-Петровская и Дмитрий Журавлев - от депутатской группы "Доверие".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ