Революция на граните, или первый Майдан – ровно 30 лет прошло со 2 октября 1990 года, когда на центральной площади Киева собралась небывалая для советской Украины акция протеста. Развернув палаточный городок, студенты вузов, техникумов, профтехучилищ объявили голодовку и выдвинули политические требования, к которым власти пришлось прислушаться. Главным итогом протестов считается отставка главы Совета министров УССР Виталия Масола.
Участники исторических событий поделились с "КП" в Украине" воспоминаниями.
"У нас была акция жертвенности, а не сопротивления"
Известная певица и телеведущая, а в 1990-м студентка Киевского университета Анжелика Рудницкая присоединилась к акции с первого дня.
- В первый день ребята сказали, что девушки не должны голодать и ночевать в палатках. Поэтому мы с подругой вечером отправились домой, а на следующий день прихватили побольше теплых вещей и сказали, что остаемся, – вспоминает Анжелика. - Первые трое суток выдались очень холодными. И нам, не стану скрывать, было страшно. Ведь ничего подобного в советской Украине раньше не происходило. Мы не знали, начнут ли нас разгонять дубинками, бросят ли под танки или посадят в тюрьму.
Возле лагеря постоянно караулила милиция. Сначала студенты настороженно косились на людей в форме, но потом привыкли.
- Никакой агрессии со стороны милиционеров не было. Напротив, они заводили с нами разговоры, расспрашивали, чего хотим, чего добиваемся. Казалось, они сами на нашей стороне. И служба охраны лагеря не шла с ними на конфликт. Ведь у нас была акция жертвенности, а не сопротивления, - говорит Анжелика.
Ветеран МВД Александр Зарубицкий, который в 90-м заведовал пресс-службой столичной милиции, вспоминает, что приказов на силовые действия в отношении студентов не поступало.
- Мы выполняли свою работу – следили за порядком, - говорит он. – Ситуация в стране была уже не та, что в годы застоя. Все знали, что развивается демократия и люди имеют право выдвигать к власти требования.
"Страшнее всего было за ребят, которые голодали всухую"
Тогда везде – на улице, в транспорте обитателей палаточного городка можно было узнать по повязкам на лбу. Те, кто голодал, носили белые, остальные – черные.
- Я знаю, что люди шептались у нас за спиной: они там в палатках едят, а притворяются голодными. Но Бог таким судья, они не видели, как наши парни после десяти дней голодовки падали в обморок. Особенно страшно было за тех, кто голодал всухую. Я носила им воду и просила хотя бы прополоскать рот, - продолжает Анжелика Рудницкая. – В городке была своя медицинская служба, которая следила за тем, чтобы люди не доходили до критического состояния. Наши медики имели договоренность с Октябрьской (ныне Александровская) больницей, и все участники голодовки ходили сдавать на анализы кровь.
Первый Майдан запомнился Анжелике репортажами, которые она писала, а также несколькими событиями, которые 20-летняя советская девчонка воспринимала как чудеса.
- Священники греко-католической церкви развернули в лагере капличку и каждый день проводили службы. Представляете, перед памятником Ленину! А ведь тогда государство не признавало ни церковь, ни Бога. После этих молебнов я решила, что приму крещение, - говорит Рудницкая. – А еще тогда на Крещатике открылся первый платный частный туалет. Там была такая чистота, фонтанчик, цветочки, приятный запах, а главное – тепло. Хозяин разрешил голодающим посещать бесплатно. Как мы с девчонками радовались, что можем получать такие блага!
"Налопались пирожков и надели белые ленточки"
Черную ленту на белую Анжелика сменила за пять дней до окончания акции. Говорит, что сознательно пришла к голодовке.
- Это я потом прочитала, что в голодание нужно входить правильно и постепенно. А мы с подружкой пошли в кулинарию на Крещатике, накупили вкусных пирожков, сколько могли съесть за один раз, налопались, вернулись в лагерь и надели белые ленточки. Потом я пила только теплую воду.
Анжелика вспоминает, что поддержать участников акции приходило много киевлян. Одни, чтобы поговорить, посочувствовать, а некоторые сердобольные тетушки даже пытались еду для бедных студентов передать.
- Еду мы никогда не брали. Нельзя. Кто не голодал, тот питался за его пределами. Брали воду, но однажды вот что произошло. Какие-то люди принесли емкость и сказали, что они от Красного Креста, документы же никто не проверял. Воду поставили, а потом кто-то нечаянно сосуд уронил. Жидкость вылилась на газету и та… растворилась. Внутри оказалась кислота. После этого всем строго-настрого сказали: у чужих воду не брать, - вспоминает Рудницкая.
Анжелика говорит, что враждебно настроенные политики пытались устраивать провокации, но хороших моментов помнит во сто крат больше.
- Это были дни фантастических знакомств: приходили музыканты, писатели, поэты, видные деятели. Олесь Гончар в знак солидарности с нами швырнул свой партбилет, а в наших рядах была его внучка. Когда началась революция – студенты стали захватывать вузы, к акции присоединились и рабочие киевских предприятий, - говорит Рудницкая. – А после того, как власть пообещала выполнить наши требования и палаточный городок свернули, мы еще долго встречались там по вечерам, встречаемся и сейчас. Это после нашей акции площадь Октябрьской революции стали называть Майданом.
"Нас использовали политики, которым мы доверяли"
Имя Руслана Коцабы в Украине стало широко известно в 2014 году в связи с обвинениями в государственной измене, арестом и долгим судебным процессом, который закончился оправданием. Но осенью 1990 года молодой радикально настроенный националист из Львовского лесотехнического института даже представить такого себе не мог.
- За 30 лет я многое переосмыслил, но ни единого дня не пожалел, что приехал тогда с побратимами в Киев, - говорит журналист. – Это было совершенно естественно для нас и той среды, в которой жили и мыслили. Мы были бесконечными романтиками, мечтателями, идеалистами, считали, что начинается нечто великое, и мы это совершим. Сейчас я понимаю - национал-демократы в Раде, которым мы тогда очень доверяли, банально использовали молодежь и отстранили, когда получили свои договоренности. Но с политической точки зрения эта акция, вероятно, стала далекоидущей для Украины. Иначе мог быть вариант танков, как в Вильнюсе, или "ночь саперных лопаток", как в Тбилиси.
Руслан говорит, что на Майдане сразу надел черную повязку – голодать не позволяла больная печень.
- Костяк акции формировался во Львове. Киевских репрезентантов мы выставили потому, чтобы не говорили: "…опять эти экстремисты из Львова". Я занимался сбором благотворительных средств. Все очень честно – никто и рубля не мог для себя взять. Пустые трехлитровые банки – это тогда было наше ноу-хау - закатывали крышками, делали в них прорезь и туда собирали деньги. На заседании "Студенческого братства" раскупоривали, средства пересчитывала специально созданная комиссия. Киевляне нас тогда очень хорошо поддерживали. Это было время политических перемен и национального подъема в стране.
"Не все понимали, кто такой Масол и зачем его нужно убрать"
Руслан вспоминает, что, кроме основных требований, обсуждалось еще море идей – учредить студенческое самоуправление, вывести парткомы из вузов и так далее.
- Лозунга об абсолютной независимости Украины тогда еще не выдвигалось. Я состоял в Украинской Хельсинкской группе, нас нацеливали на конфедерацию, - продолжает наш собеседник.
По его словам, не все участники акции понимали все цели. Перевыборы в Раду – да, украинские солдаты-новобранцы должны служить в Украине – да, национализация имущества КПСС и ВЛКСМ – да. А вот по поводу отставки Виталия Масола возникало непонимание.
- Я лично спрашивал у покойного Виталия Черновола, кто такой Масол и почему его нужно убирать. Когда вопрос с его отставкой решился, нам сказали: все, хлопцы, вы сделали свое дело, давайте уходите. Толком даже не объяснили, почему. А мы же готовили себя к большим подвижкам в стране, - говорит Руслан.
Многие лидеры и участники событий октября 1990 года хорошо состоялись в будущем – стали востребованными политиками, министрами, избирались в Раду и другие органы власти.
- Мы все были энергетически заряжены, все требовали активности. Но все прорывались в жизни по одному, перессорились, вошли в разные партии и течения, - констатирует Руслан. – Тогда в 1990-м мы не состоялись как общность, которая могла выстрелить.
По мнению Руслана Коцабы, свою роль в этом сыграл КГБ, агенты которого были внедрены во все протестные движения.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
По официальной версии, идея студенческой революции возникла летом 1990 года. За основу был взят опыт болгарской молодежи, которая провела масштабные акции, требуя перемен в стране. Инициатором акции стал "Украинский студенческий союз", который возглавлял будущий народный депутат Олесь Доний и "Студенческое братство Львова". Среди координаторов нынешний лидер "Свободы" Олег Тягнибок и Вячеслав Кириленко, занявший в 2014 – 2019 годах кресло вице-премьера. Молодежь поддерживали (а по другой версии - курировали) пришедшие на весенних выборах 1990 года в Верховный Совет УССР демократы.
Основные требования акции:
- Референдум о доверии Верховному Совету и перевыборы
- Национализация имущества КПСС и ВЛКСМ
- Не допустить подписания нового союзного договора
- Военная служба украинцев исключительно в пределах республики
- Отставка Виталия Масола.
Акцию планировали проводить под Верховным Советом, но помешали кордоны милиции. Поэтому первые палатки развернули на граните возле монумента Октябрьской революции в самом центре Киева.
Акция продолжалась со 2 по 17 октября. Первоначально голодовку объявили 108 студентов, потом количество стало возрастать. Большинство митингующих составили молодые люди из Киева, Львова и Днепропетровска, 4 октября прибыло подкрепление из Ровно, Полтавы, Дрогобыча и других городов. Количество голодающих увеличилось до 131 человека.
6 октября коммунисты и комсомольцы запланировали массовый поход к памятнику Октябрьской революции. По замыслу колонна должна была смести палаточный городок, но на защиту вышли киевляне. Через два дня количество голодающих достигло 158 человек, что зафиксировала созданная Верховным Советом комиссия.
12 октября активисты палаточного городка сформировали многочисленные студенческие колонны в разных вузах, которые перекрыли Крещатик. Молодежь провела официальный митинг, на котором поддержала требование голодающих и потребовала выхода в прямой эфир. Волнения продолжались.
16 октября второй палаточный городок поставили на улице Грушевского возле нынешней Рады. В нем голодовку огласили 45 человек. Общее число голодающих достигло 297 человек, из которых более 20 держались с первого дня.
17 октября Верховный Совет принял постановление о том, чтобы рассмотреть и удовлетворить требования студентов.
Акция официально завершилась. 18 октября студенты провели праздничный митинг с концертом, палаточный городок демонтировали, хотя ряд участников протеста настаивали на том, чтобы он держался до окончательного решения всех вопросов.
Виталий Масол ушел в отставку 23 октября, вернувшись депутатом в Верховный Совет. Остальные требования были отложены во времени. Основное - референдум и перевыборы на многопартийной основе - не выполнено.
Тем не менее студенческая Революция на граните считается одной из самых успешных молодежных акций в мире, а в истории Украины, как считают эксперты, она приблизила провозглашение независимости.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Кто на Киев? Кондитер, боксер, комик, "ревизор", экономисты и историки
Регистрация кандидатов в мэры Киева подходит к логическому завершению. 2 октября станут окончательно известны фамилии всех претендентов. Но уже и так понятно, что мэрский бюллетень будет длинным. Киевский избирком уже зарегистрировал 20 кандидатов. Кто эти люди? "КП" в Украине" собрала самые интересные факты из биографий кандидатов и публикует, чтобы никому не было обидно, в алфавитном порядке.