Экологи: Разрезать "Делфи" - подвергнуть Одессу катастрофе

В Одессе обсуждают, какой способ эвакуации судна самый подходящий и безопасный.

ФОТО: Павел ДАЦКОВСКИЙ.

Казалось бы, после того как Администрация морских портов Украины объявила тендер на работы по эвакуации танкера с пляжа "Дельфин" после неудачных попыток судовладельца убрать его самостоятельно, страсти вокруг "Делфи" должны поутихнуть. Но нет! Теперь на повестке дня способ, которым новая компания-подрядчик ликвидирует последствия крушения танкера. Общественники боятся, как бы операция по спасению одесской акватории не закончилась катастрофой.

Лопнули хваленые тросы

В прошлый раз танкер старались убрать с волнореза, на котором тот застрял, с помощью буксиров – нужно было лишь поднять судно с бока и безопасно отбуксировать в порт. План этот подрядчики считали выполнимым, хоть и непростым, но их то и дело подводили просчеты и закупленные материалы для работы. Дважды рвались тросы, которые, по заверению производителя, были рассчитаны на такой вес, чтобы не просто сдвинуть "Делфи", но и поднять, однако они сразу лопнули.

Когда Администрация морских портов Украины получила законное право работать с "Делфи", то объявила, что собрала лучших экспертов, чтобы разработать новый план. Проблема с танкером заключается в том, что он застрял на мели, на волнорезе, а это очень сужает круг возможных способов убрать судно.

Пока что конечного ответа, как будут эвакуировать "Делфи" нет, но все чаще стали звучать разговоры о том, что судно разрежут. На брифинге для СМИ несколько недель назад и .о. директора Администрации морских портов Украины Александр Голодницкий заявил, мол, "Делфи" заинтересовался турецкий подрядчик, который вывезет танкер с пляжа по частям, но за внушительный гонорар, что не очень устраивает ведомство. А уже на днях глава Одесской ОГА Максим Куцый, который ранее убеждал, что будет делать все, чтобы танкер не резали, в этом вопросе стал более гибким.

- Сейчас экспертная комиссия из представителей конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов работает над оптимальным планом. Хотел бы подчеркнуть, что мы не исключаем распила и уборки по частям этого танкера. Хотя экоинспекция убеждает, что последствия будут негативными для окружающей среды. Сейчас мы хотим экспертного подтверждения, что, если мы начнем поднимать судно с мели, загрязнение окажется не меньшим, - сказал на брифинге в понедельник Куцый.

"Танки нужно почистить, только потом можно резать"

Как бы там ни было, но и чиновники от экологии, и экологи-общественники категорически против такого подъема.

"От судовладельца не получено никакой информации относительно количества нефтепродуктов, которые были на борту затонувшего танкера. Сейчас рассматривается вариант разрезания "Делфи" для эвакуации, поскольку целым убрать танкер не удалось. Тогда все топливо из машинных отделений попадет в Черное море. Потенциальный вред окружающей среде может в 40 раз превысить все те разливы нефти, которые с 22 ноября прошлого года (когда танкер потерпел крушение. – Авт.). Экоинспекция не рекомендует разрезать танкер", - отметил глава ведомства Андрей Малеванный.

В Госэкоинспекции предварительно посчитали, что ущерб от танкера уже оценивается в 20 тысяч долларов, а если нефть выльется, эта цифра может увеличиться в десятки раз.

Эколог и общественный активист Владислав Балинский говорит, что подрядчик судовладельца при попытках эвакуировать "Делфи" открыл все 13 танков, чего делать нельзя. Как следствие - новое загрязнение. Эколог считает, что в танкере может находиться порядка 10 тонн мазута, дизтоплива, масел и прочих продуктов.

- Танки подрядчик оставил открытыми, они открыты и сегодня. Те, что находятся в верхней части судна, испаряются на солнце, те, что подтоплены, продолжают время от времени выливаться, - говорит эколог.

Представители общественных организаций считают, что разрезание танкера грозит не только экологической, но и техногенной катастрофой для Одессы.

- Никто не уточняет, как собираются из танкера доставать нефтепродукты. Специалисты, которые связанны с судоремонтом, рассказали: для того чтобы судно разрезать, необходимо танкер дегазировать – удалить нефтепродукты, в том числе мазут, провести полную зачистку танков, обработать паром, чтобы даже на молекулярном уровне не осталось никаких запахов. Провести подобные процедуры в условиях моря практически невозможно. Поэтому разрезать – подвергнуть город очень опасной катастрофе, - говорит Татьяна Герасимова, администратор проекта "Зеленая Одесса".

Активисты говорят, что знают фирмы, которые собираются участвовать в гонке за право эвакуировать танкер, и уже разработали щадящие для экологии варианты подъема "Делфи", поэтому шанс, что судно не придется резать, есть.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Заявки принимают до 5 августа

Пока экологи предупреждают о последствиях распила судна, тендер на поднятие "Делфи" отменили, подрядчика выберут наконкурсе по упрощенной процедуре. Конец приема заявок – 5 августа, сообщил министр инфраструктуры Владислав Криклий.

"Объявлен конкурс с четкими требованиями к подрядчикам. В частности, документально подтвержденный опыт выполнения подобных операций. Также участники должны предоставить план выполнения работ", - заявил чиновник.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Дипломы по "Укрпочте" и безбожное списывание: как университеты пережили "удаленку" и к чему готовятся

Как будут работать вузы с нового учебного года, что преподаватели думают о дистанционном обучении и почему университеты лучше готовы к такому формату работы, чем школы.