Украинки, живущие в Бейруте: "Погибших точно больше 100 человек. Очень много пропавших без вести"

Наши бывшие соотечественницы рассказали, как пережили трагедию, а также о том, что сейчас происходит в столице Ливана.

Фото: REUTERS

Взрыв селитры, которую в порт Бейрута в 2014 году привез российский бизнесмен на сухогрузе под флагом Молдовы с российско-украинской командой, стал тяжелым испытанием для граждан и резидентов Ливана. Украинки, с которыми нам удалось пообщаться, все еще не могут прийти в себя от шока после событий вечера вторника.По их словам, причина взрыва сейчас у всех на устах, вот только легче от этого не становится, по их словам  – вся страна погрузилась в скорбь и боль.

Подумала, что землетрясение

Валерия родом из Сум, приехала в Ливан 4 года назад вместе с родителями, школу заканчивала украинскую, но удаленно. Говорит, в Ливане живет порядка 3 тысяч украинцев, сообщество дружное, а жизнь в Ливане комфортная, но не из дешевых.

- Моя семья и родные, слава Богу, в порядке. Я была в доме в то время, сначала мы подумали, что это землетрясение, потому что здесь такое бывает. Затем, после взрывной волны, поняли, что что-то произошло. Сразу кинулась к окну и увидела столб розового дыма. Все центральные районы в руинах. Многие остались без квартир. Людей до сих пор спасают из-под завалов, больницы переполнены, - описала картину происходящего Лера.

Когда произошел взрыв, украинка была примерно в 7 км от эпицентра, но взрывная волна снесла ее с ног.

- Очень сейчас больно смотреть на город. Просто постапокалиптическая картина. Все центральные районы разрушены, все стеклянные здания, небоскребы и машины разнесло. Здания в радиусе 10-15 км с выбитыми окнами. У меня до сих пор мурашки по коже, - говорит Валерия.

От процветающего города остались руины. Фото: REUTERS

Очень много людей пропало без вести

Наталья родом из Коваля Волынской области. В Бейруте живет 9 лет, замужем, воспитывает двух детей. В 2016 году основала в Ливане фольклорный коллектив "Онуки", который выступает на концертах, организованных украинским посольством. Помогает проводить мастер-классы и фестивали, активно участвует в жизни украинского сообщества. В разговоре эмоций не скрывает, трагедия в порту все еще не улеглась в голове, поэтому подобрать слова девушке сложно.

- Это страшно, это действительно очень страшно… Когда видишь масштабы этой трагедии, задумываешься о цене жизни, как в один момент все может закончиться. Очень много жизней оборвалось, больницы переполнены, не принимают новых пострадавших, а их больше 4 тысяч человек. А погибших уже тоже больше 100 человек. Очень много людей пропало без вести. Беда страшная, но люди помогают друг другу, - говорит Наталья.

Украинка рассказывает историю, от которой кровь стынет в жилах – еще до взрыва ликвидировать пожар бросились спасатели. Не успели.

– Когда в порту начался пожар, туда вызвали пожарных, от станции там им рукой подать. Уже через две минуты пожарные в полной экипировке были на месте ЧП. И тогда прозвучали два взрыва – один меньше, другой сильный. Ни от машины, ни от пожарных ничего не осталось. Ничего. Не могут найти даже части машины, - с дрожью в голосе говорит украинка.

Семья Натальи живет в 3 км от эпицентра.

- Половина Бейрута просто уничтожена. На нашей улице у всех нет окон, у кого – и дверей. Все в стекле, люди подметают, стараются его убрать. Стараются держаться оптимистично, говорят, что главное, что все живы, - рассказывает украинка.

До сих пор спасатели ищут под завалами людей. Фото: REUTERS 

Многие думают, что взрыв – не случайность

Украинка Лика живет в пригороде Бейрута, но взрывную волну почувствовали и там. Несмотря на опасность, девушка поехала в город забирать подругу. Вспоминает, казалось, что попала не в процветающую столицу, а в ад: все в стекле, много людей в крови, среди них - маленькие дети.

- Мы ехали по одной из главной улицы Бейрута - все было разрушено, сирены воют, вертолеты летят. Все, что из стекла, разбито взрывной волной – магазины, банки… Очень много пострадавших. Если у вас стеклом порезано все тело - в больнице вас не примут, даже если вы весь в крови, никто вас даже не подпустит зайти – больницы перегружены. Мобильной связи сейчас нет. Связаться с кем-то получится только, если дома есть вайфай, - рассказывает Лика. – Мой муж пережил войну – так он говорит, что даже тогда такого не было.

Версий о том, что случилось, по словам украинки, сейчас в Ливане очень много, многие отказываются верить, что взрыв был случайностью.

- Правды пока никто не знает. В эту пятницу какая-то дата, связанная с убийством Харири (трибунал ООН 7 августа должен огласить вердикт четырем заочно обвиняемым в убийстве ливанского миллиардера и политика Рафика Харири, который погиб в 2005 году от взрыва в автомобиле – авт.), поэтому однозначно – это не случайность, - считает девушка. – В Бейруте сейчас очень много пропавших без вести.  Город расчищают и отовсюду слышен звук бьющегося стекла.

По ее словам, Ливану в этом году досталось больше, чем другим странам – революция, коронавирус, взрыв…

- В Ливане сейчас экономический кризис вдобавок ко всему, цены поднялись в десять раз, местная валюта упала. Зарплаты все получают в ливанских фунтах, поэтому очень ощутимо. Такое чувство, что вернулась в родные 90-е, - говорит украинка, 13 лет назад уехавшая в Ливан. - Я была в своем салоне в городе, убирала стекло. Смешно, но стекла вылетели, а рамочки с дипломами и сертификатами даже не треснули. Честно сказать, у меня жуткая моральная усталость.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Несколько украинцев получили травмы

По словам Посла Украины в Ливане Игоря Осташа, информации о погибших среди наших сограждан нет.

"Есть некоторые семьи, у которых пострадало имущество, дома, квартиры. Есть также незначительные травмы, порезы, ушибы (у граждан Украины — Ред.), но пострадавших серьезных пока нет", — сказал Осташ

По его словам, в районе порта могли быть несколько украинских суден, поэтому посольство пытается разыскать информацию о них и их командах.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Украинские моряки о взрыве в Бейруте: Судно, на котором мы везли селитру, было в ужасном состоянии

Что рассказал бывший экипаж судна Rhosus, арестованного с грузом химикатов в Ливане.