21 ноября
Загрузить еще

Украинские моряки о взрыве в Бейруте: Судно, на котором мы везли селитру, было в ужасном состоянии

Украинские моряки о взрыве в Бейруте: Судно, на котором мы везли селитру, было в ужасном состоянии
Фото: Фото из архива фонда "Ассоль"

Причиной трагедии в Бейруте, по данным Высшего совета обороны Ливана, стал взрыв химикатов с судна Rhosus, которое принадлежит россиянину Игорю Гречушкину. Как рассказывают в благотворительной организации "Ассоль", которая занимается помощью морякам, попавшим в беду, им приходилось поддерживать моряков, ставшими заложниками Rhosus в 2014 году.

"Арестовали за неуплату сбора"

На судне, которое ходило под флагом Молдавии, работали в основном украинцы и россияне. Капитан Rhosus россиянин Борис Прокошев вспоминает, когда нанялся на работу в эту фирму, у нее уже были проблемы, но тогда моряку никто не сказал, почему перед отправлением из Турции уволилась вся команда. Вот его рассказ.

"Из Турции мы пошли в Грецию, в Пирей. Встали на рейд, заправились, заказали то, что нам нужно на рейс. Гречушкин все подписал. А когда дело дошло до получения заказа – продовольствие, всякие расходные материалы, он сам приехал и почти все вернул обратно поставщикам, не заплатил. Сказал, денег нет.

С Пирея он погнал нас в Бейрут взять на палубу груз, чтобы дополнительные деньги заработать. Но груз он нашел такой, что нельзя его было ставить на палубу, на люки трюмов. Это была тяжелая дорожная техника: одну машину поставили - крышка люка прогнулась. Поставили бы вторую - они бы оказались все в трюме. Пароход-то старый! Короче, я стал отказываться. Он на меня наезжал, мол, укрепи как-нибудь, я ему и фото высылал. Но ему по барабану! Но мы не взяли. И он нам сказал, чтобы мы пришли на Кипр, в Ларнаку. Но пароход арестовали ливанские власти за неуплату портового сбора. Не знаю, о какой сумме шла речь.

Кроме этого, команда узнала, что он не платил предыдущему экипажу судна, и забастовала: никуда мы не пойдем! В принципе, можно было уговорить экипаж дойти до Кипра, но из Бейрута нас не выпустили. Часть команды смогла покинуть Ливан, а меня, старшего механика, третьего механика и боцмана (последние - трое граждане Украины. – Авт.) отказались выпускать. И мы там торчали 11 месяцев! Ни копейки нам не платили. И продукты он нам даже не покупал. Можно сказать, оставил нас в заведомо опасной ситуации, обрек на голод. Кормил нас порт", - рассказал Прокошев изданию "Сибирь.Реалии".

Судовладелец команде зарплату так и не выплатил, капитану он все еще должен 60 тысяч долларов, стармеху – 50 тысяч, третьему механику – около 20, боцману – около 10.

"Причем я знаю, что, когда он погрузил эту селитру в Батуми, ему дали миллион долларов за перевозку. Мне так сказал предыдущий капитан. И вдруг у него через месяц закончились деньги. Кстати, само судно, если его сдать в металлолом, это 350 тысяч. Он просто решил его бросить, а миллион прикарманить, - считает капитан. – Когда мы уже убыли, груз выгрузили на склад, под ответственность министерства транспорта. Я об этом узнал от ребят-моряков, которые заходили в Бейрут. А пароход в итоге утонул, года 2-3 назад. В нем была небольшая дырка, надо было периодически откачивать воду. А если экипажа нет, некому это делать".

"Ливан сам виноват"

Заключение наших моряков было длительным и тяжелым – судовладелец умыл руки, мол, обанкротился, извините. Ни за еду, ни за другие расходы команды не платил, а в Ливане иностранным морякам запретили сходить на берег. Когда адвокаты и украинская благотворительная организация "Ассоль" смогли договориться о выходе моряков с судна и возвращении их домой, судовладелец заплатил лишь за перелет.

"Поначалу судовладелец согласился отправить всех домой, но без замены экипажа. Однако портовые власти отпустили домой только шестерых из 10 человек. Они вернулись в Украину в декабре 2013 года. Судовладелец - так же, как и грузовладелец - бросил свой груз. Нам не платили зарплату, не отпускали с судна домой. Документы эмиграционные власти у нас отобрали, портовые власти сообщили, что отпустят только при условии замены экипажа. Но в таком случае нужно нанимать новый экипаж и платить зарплату. А если с нами заключить контракт, то тоже нужно платить деньги. Нашли выход – держали нас так, без закона и бесплатно", - рассказывал в 2014 году Борис Прокошев, ступив на украинскую землю.

О том, что на судне опасный аммоний, никогда никто не скрывал. Украинские моряки, запертые в нечеловеческих условиях более 10 месяцев, трубили по всем направлениям и о своих проблемах, и о грузе – жили буквально на пороховой бочке. Сегодня капитан считает, что трагедию в Ливане спровоцировала безалаберность.

"Они сами виноваты. Незачем было арестовывать это судно, от него надо было скорее избавиться! Когда просили выпустить, надо было сказать – идите уже, ничего с вас не надо! А они начали требовать, чтобы им долг вернули за портовый сбор – и вот что получилось. Ну и второе: этот нитрат аммония, удобрение, они могли бы вывезти на поля и запахать. Если груз никто не спрашивает, значит, он ничейный", - говорит Борис Прокошев.

Чтобы списаться, пришлось устраивать забастовку

Моряки, которые работали с Игорем Гречушкиным и его компанией, коллегам связываться с ним не советовали. На морских форумах можно найти сообщения-предостережения еще за 2012 год.

"Кто там отработал - нужно звание героя присваивать. Оклады мизерные. В каюте капитана нет санузла. Сама каюта 2,5 на 2,5 метра - и всё. Нет телефона. Судовладелец - некий Гречушкин, выходец из России, офис на Кипре, а компания зарегистрирована на Маршалловых островах. Деньги постоянно задерживает, в судно ничего не вкладывает. Урезал деньги на питание. Постоянно канючит, что моряки много кушают. Ни совести, ни стыда у такого судовладельца", - писал один из его бывших сотрудников.

"Я работал на этой "галере" 2-м помощником капитана, слава Богу что контракт доработал и все позади... Судно в ужасном состоянии. Условий для проживания нет никаких вообще!!! Кормят чем попало, давали по 1 куску хлеба на брата.

Ни в одной каюте на судне нет санузла. Каюта у старшего механика 2,5х2,5, без телефона. Для мастера, старпома и стармеха один санузел, на судне нет холодильной камеры для овощей. 4 месяца с одной стиральной машиной (полуавтомат без центрифуги), стулья в каютах пластиковые (из летних кафе).

Зарплату выплатили, только когда закончился контракт, а так сидели без денег все время. С этой фирмой может связываться только сумасшедший. Судно "убитое". Аванс за 6,5 месяцев дали два раза. Чтобы списаться, пришлось устраивать забастовку", - писал старший механик, ходивший на этом судне в 2013 году.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Согласно официальной версии ливанских властей причиной взрыва в порту Бейрута 4 августа стали сварочные работы на складе, где хранился груз химикатов, конфискованных в 2014 году с сухогруза Rhosus. Взрыв был такой силы, что погибли порядка 100 человек, около 4 тысяч получили ранения.

Фото
Фото
04 Августа 202021:16

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Без ограничений: почему международные кредиторы заботятся о благосостоянии украинских чиновников

В погоне за "помощью" от МВФ и ЕС украинское правительство готово снять верхнюю планку с зарплат членов наблюдательных советов.

Новости по теме: взрыв в Бейруте Ливан Взрыв