Второй Чернобыль
Таких городков, как Ожидов, что в 70 км от Львова, в Украине тысячи. Из достопримечательностей - заповедный сосновый лес да железнодорожная станция. Именно здесь, на железнодорожных путях, 13 лет назад произошла одна из крупнейших экологических катастроф в мире.
Тогда, 16 июля 2007 года, из Казахстана в Польшу через Ожидов следовал состав из 58 цистерн с желтым фосфором. Но до места назначения поезд не доехал. Именно в Ожидове сошли с рельсов 15 цистерн с химикатами, свалились в трехметровый кювет. Без взрыва и шума шесть резервуаров загорелись.
- Помню, как бабушка забежала в дом с криком "Закрывайте все окна! У нас второй Чернобыль!", - рассказала "КП" в Украине" жительница Ожидова Руслана.
Пожар был страшный, вспоминают местные. Железная дорога видна из окон крайних хат, поэтому люди смотрели и на дым столбом, и на бело-мутное облако в небе.
|
Спасатели, работавшие на месте происшествия, пытались залить горящий фосфор пеной, потому что водой потушить такое вещество невозможно. Все поле у железной дороги было забито спецтехникой. Руководил штабом тогдашний вице-премьер Александр Кузьмук.
Во время работ пострадали 13 человек (пожарные, железнодорожники и военнослужащие внутренних войск). Всех их госпитализировали, трое были в реанимации, к счастью, выкарабкались. Также в те дни к врачам обратились несколько десятков местных жителей – жаловались на одышку, першение в горле, сухой кашель, головную боль. Но опасных для жизни отравлений не было.
Погасить огонь удалось лишь на следующий день. Из продуктов горения образовалась большая туча, которую ветер потихоньку прогонял на север. Тогда же стало известно, что зона поражения вырвавшихся в воздух токсичных фосфорных паров - около 90 квадратных километров. Сюда попали 14 населенных пунктов, в которых проживают около 11 тысяч человек.
|
- Была эвакуация людей, но ехали в основном мамы с детьми и старики, - вспоминает житель Ожидова Анатолий. - Люди не хотели оставлять домашнее хозяйство. Мы с женой тоже не поехали, у нас была корова, свиньи – кто ж их кормить будет, если уедем? Тогда думали: Чернобыль пережили, переживем и фосфор.
Но все же люди боялись за свою жизнь. Анатолий вспоминает, что в те страшные дни улицы Ожидова как будто вымерли – стояли лишь милицейские патрули да машины скорой помощи. Тогда селянам запретили выпасать коров на местном пастбище, люди не пили воду из колодцев, некоторые уничтожили почти весь свой урожай.
Компенсаций не было
Сейчас почти две тысячи жителей Ожидова, а также селяне соседних поселков живут обычной жизнью, о фосфорной аварии вспоминают лишь раз в год, и то из-за корреспондентов.
- Вот вы, журналисты, звоните, приезжаете, расспрашиваете, тогда и вспоминаем, - рассказал "КП" в Украине" местный житель Анатолий. – Тогда Бог нас уберег от жертв, да и жизнь постепенно вошла в обычное русло. Зачем же ворошить прошлое… Никаких компенсаций мы не получили, ведь никто не погиб. Знаю, что тогдашнее правительство выделило нам какие-то деньги (около 900 тысяч гривен. – Авт.), потому что отремонтировали клуб, дороги.
Независимые эксперты из Польши не обнаружили опасных химических веществ в почве и воде Ожидова и ближайших населенных пунктов. И только непосредственно на месте самой аварии, возле железнодорожного полотна, содержание вредных веществ было превышено почти в два раза.
- Ходили сначала слухи, что фосфор в земле повысит урожайность, но, к сожалению, это неправда, - улыбается Анатолий. – Почему к сожалению? А потому, что многие ожидовцы выращивают овощи и зелень на продажу. Я тоже торгую урожаем своего огорода в райцентре (Буск . - Авт.). В первый год после аварии на рынках в Буске покупатели крутили носом, когда слышали, что овощи из Ожидова. Но давно уже все в порядке, покупают как надо.
На подорванное из-за фосфорной аварии здоровье жители Ожидова тоже не жалуются. В селе уточняют, что в первый год после происшествия многие сетовали на одышку, кашель, першение в горле. В сельсовете просили людей обращаться к врачам, но большинство не прислушались. Постепенно и жалобы утихли.
|
ОФИЦИАЛЬНО
- Никаких официальных данных об ухудшении состояния здоровья людей не было, - рассказали "КП" в Украине" в Ожидовском сельсовете. – Село живет, развивается. У нас в Ожидове и окрестностях рождаются здоровые дети. Поэтому после стольких лет уже можно сказать, что никаких негативных последствий после аварии не было. Все у нас хорошо.
КСТАТИ
Виновники аварии – частные казахстанские депо
Изначально называли несколько причин, из-за которых произошла катастрофа – и некачественное железнодорожное полотно, и ошибки в работе машиниста. Но эксперты, работавшие на месте происшествия, обнаружили неполадки в самом поезде, а именно изношенность тех узлов, которые обеспечивают устойчивость вагонов на путях.
После завершения работы следователей тогдашний начальник Львовской железной дороги Михаил Мостовой назвал виновных в аварии на железнодорожном перегоне Красное - Ожидов. Ими оказались частные казахстанские депо, которые плохо отремонтировали вагоны. Ранее в Казахстане реформировали железнодорожную отрасль, в результате чего многие вагонные депо перешли в частную собственность. Вагоны состава, который сошел с рельсов в Ожидове, ремонтировали в одном из таких учреждений. И отремонтировали кое-как, с помощью старых запчастей. После выводов экспертов Генпрокуратура передала материалы дела казахстанской стороне.
А сразу после аварии в Ожидове железнодорожники провели восстановительные работы – отремонтировали около 15 км пути.
СПРАВКА
Белый фосфор (его еще называют желтый или тетрафосфор) - наиболее используемая форма фосфора. В чистом виде бесцветное стекловидное вещество. Транспортируется и используется в жидком растворе. Применяется в основном в сельскохозяйственной промышленности для изготовления минеральных удобрений. Высокотоксичен, опасен для человека.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ