5 декабря
Загрузить еще

"Трамвай смерти" из Днепродзержинска: Не попавшие в салон на коленях целовали асфальт

Фото: Фото: соцсети

В жаркий июльский вечер 1996 года диспетчеру скорой помощи города Днепродзержинска (ныне Каменское) поступило сообщение: на перекрестке с улицей Чапаева перевернулся трамвай, больше сотни пострадавших.

Масштаб трагедии оценили не сразу. На вызов отправили одну бригаду скорой помощи. Но уже через несколько минут следом мчали 12 машин с медиками, несколько автобусов и частных автомобилей. В больницу доставили 143 пострадавших. 29 пассажиров злополучного трамвая погибли на месте, еще пятеро скончались в больнице.

Фото: соцсети

Вдруг наступила тишина

"У меня и сейчас - пишу, а руки дрожат, - вспоминала тот страшный вечер очевидица трагедии Ольга. - Мы в тот день ехали домой из гостей. Когда увидели весь ужас - волосы дыбом встали. В воздухе стоял страшный запах смерти. Повсюду кровь, которую смывали пожарные машины. Тела (пострадавших) настолько были покалечены, что их просто складывали в мешки. Люди кричали. Те, кто бежали за переполненным трамваем и не успели сесть, целовали на коленях асфальт".

Это была пятница, июль, разгар лета. Около половины шестого вечера - в самый час пик - трамвай, следующий по маршруту 2А, набился под завязку. Толпились, в основном, дачники и рабочие - всего около 200 человек. Перед крутым спуском, в конце которого поворот под 90 градусов, по улице Чапаева трамвай сделал свою последнюю остановку. В него смогли втиснуться еще пара-тройка человек. Потом двери со скрипом закрылись, вагон отправился дальше. На следующей остановке - сейчас она называется переулок Островского - пассажиры, желающие выйти, начали возмущаться. Почему не остановились? Но трамвай не тормозил, а продолжал набирать скорость.

"Я понял: отказали тормоза, - рассказывал один из пассажиров того злополучного маршрута Павел Горбонос. - Вдруг наступила тишина. Люди перестали кричать и начали садиться на пол".

Те, кто стоял ближе к кабине водителя, слышали щелкающий звук. Валентина Голодова, 20-летняя выпускница экспресс-курсов для водителей трамваев в Виннице, пыталась реанимировать систему управления, но та ее не слушалась. Рядом с девушкой на передней площадке ехали ее коллеги из депо. Они заглянули в кабину к водителю и обомлели. Трамвай летел по спуску на всех парах, а Валентина лежала без сознания. Трамвайщики вытащили девушку из кабины и посадили за панель управления 24-летнего электрослесаря Юрия Новикова. Он всеми силами пытался предотвратить трагедию, но ничего невозможно было сделать. В страшной аварии погиб и сам Юрий.

"Километра два до поворота трамвай промчался, наверное, за минуту - даже окно разбить никто не успел. Вагон сошел с рельсов, раздался страшный удар, посыпались стекла, меня выбросило наружу через заднее окно", - продолжал Павел Горбонос.

Транспорт весом 25 тонн сошел с рельсов, пролетел несколько метров по асфальту и врезался в бетонное заграждение в конце улицы, отделяющее местную школу от дороги. От удара платформа с колесами остановилась. А задняя часть металлического корпуса салона оторвалась и понеслась дальше, выбрасывая пассажиров вместе с сидениями на асфальт, пока не замерла в нескольких десятках метров от школы.

В больницу поступили 143 человека - 30 в тяжелом состоянии, еще 77 с травмами различной тяжести. 29 пассажиров скончались на месте трагедии. Еще пятеро - в реанимации.

Катастрофа намечалась

"Этот день забыть невозможно. - вспоминает очевидица событий Александра. - Трамваи тогда плохо ходили, я дошла до остановки "Чернышевского" и уехала за две минуты до трагедии. Через два часа обратно возвращалась пешком, запах крови ощущался уже возле стадиона Победы. Пожарные несколько дней приезжали смывать кровь".

"Трамваи тогда ходили плохо" - эту фразу, не сговариваясь, произносят многие старожилы Каменского. И по понятным причинам. Во-первых, в городе 1996 года было туго с водителями - зарплаты им платили с большими задержками, а премий лишали по поводу и без - например, за списание неисправного трамвая с линии. Поэтому самые смышленые сбегали на заработки в Москву, а те, кто оставались - старались до последнего ездить на том, что парк послал. А послал он им полуразваливающиеся вагоны с разбитыми фарами. И в этих трамваях в час пик перевозили под 200 пассажиров в полутемном салоне, с железными листами вместо выбитых задних окон. Зачастую в вагонах работали не все двери, а вся "начинка", как потом скажут следователям слесари тех лет, держалась на честном слове. В начале 90-х из-за неисправности в городе даже успели сгореть несколько трамваев.

"На 1996 год не было заключено ни одного договора на ремонт вагонов, - вспоминала в 2016 году журналистка и краевед Людмила Глок. - С начала года предприятие не получило ни одного карбованца ни из городского, ни из государственного бюджетов. Только за 6 месяцев того года было зафиксировано 6224 случая возвращения трамваев в депо с линии, 6 ДТП, в трех из которых пострадали 8 человек". 

И вот 2 июля 1996 года по сложному маршруту 2А с крутым спуском отправился вагон №1044. Обычно этот трамвай ездил по другим, менее экстремальным путям, но из-за нехватки транспорта в тот день все пошло иначе. Утром им управляла водитель первого класса, и никаких замечаний о неисправностях в бортовом журнале не оставила. Во вторую смену за управление села 20-летняя выпускница экспресс-курсов для водителей трамваев Валентина Голодова. Девушка несколько раз проехала по маршруту, заподозрила неисправновность вольтметра и отправилась в депо. Там трамвай осмотрели, но вспомнили, что резервов нет, и благополучно вернули на маршрут.

Через несколько часов на перекрестке с улицей Чапаева перед крутым спуском трамвай потерял управление и на огромной скорости влетел в бетонную ограду.

Фото: из открытых источников 

Боялись ездить

На следующий день, 3 июля, в Украине должны были праздновать День Конституции. Но празднование отменили. В Днепродзержинск прилетел тогдашний премьер-министр Павел Лазаренко. Он обошел палаты с пострадавшими, долго стоял у постели мальчика лет десяти с перебинтованной головой и затем приказал отправить в Днепродзержинск несколько новых трамвайных вагонов. С тех пор парк не обновляли!

В стране объявили пятидневный национальный траур. Параллельно в городе вели расследование причин трагедии. Официально нашли три: изношенность парка, нехватка кадров, халатность руководства депо.

Виновными признали руководителей города и запустили череду увольнений: от вице-мэра Игоря Локтионова и городского головы Сергея Шешнева до начальника депо и самой вагоновожатой Валентины Голодовой, сильно пострадавшей во время аварии и оставшейся инвалидом.

После расследования водители трамваев отказывались ездить по маршруту №2А. Позже этот путь разобрали.

Спустя 10 лет в 2006 году в городе открыли мемориал и памятный знак скульптора Гарика Хачатряна "Разорванное сердце": трамвайные рельсы, изогнутые в две цифры - перевернутую 9 (номер маршрута, по которому обычно ездил трамвай) и 2 (номер маршрута, по которому трамвай отправился), больше напоминающую знак вопроса.

КСТАТИ

Вера Брежнева не успела и спаслась

В 2017 году в эфире реалити-шоу "Время строить" певица Вера Брежнева призналась, что сама едва не оказалась 2 июля 1996 года в "трамвае смерти".

"Об этом никто не знает, но я не успела на тот злополучный трамвай, - рассказывала артистка. - Мы торопились, бежали с мамой, хотели сесть на него на станции "Баглей", но… опоздали. И только потом узнали страшную новость. Тогда было много погибших, семейных трагедий. Все это было сложно пережить и осознать", - рассказала звезда.

Реалити-шоу "Время строить" помогли параолимпийцу и пассажиру "трамвая смерти", лишившемуся ноги во время катастрофы, Павлу Горбоносу построить новый дом.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Неудавшийся теракт: киевлянин хотел взорвать самолет и решить свои семейные проблемы

 В 1988-м пассажиров спасло чудо - у бомбы отошли провода.