НАПК анонсировало масштабный мониторинг соответствия образа жизни политиков и чиновников их задекларированным доходам.
- Случаи, когда чиновник зарабатывает 10 тысяч, а ездит на “Мерседесе”, теперь будут фиксировать не только журналистские расследования. Их будут устанавливать и обрабатывать на уровне государства, - анонсировал начало большой проверки глава НАПК Александр Новиков. В антикоррупционном органе поведали, что поводом для такой проверки может послужить журналистское расследование или информация от граждан. Но как именно будет проводиться мониторинг и проверка фактов "шиковства", не уточнили.
"КП в Украине" обратилась к экспертам за пояснением.
Пробелы в законодательстве или политическая ангажированность
По действующему законодательству, НАПК имело право проводить такой мониторинг с момента, когда политики и чиновники начали официально подавать е-декларации. Почему же тогда этот мониторинг не проводился раньше? Экс-глава НАПК Наталья Корчак говорит, что возникли сложности с "нормативкой".
- Чтобы осуществлять такой мониторинг, нужен был один подзаконный нормативный акт - "Порядок проверки способа жизни". Мы такой проект "Порядка" подготовили, но Минюст отказал нам в его регистрации, - пояснила в комментарии "КП" в Украине" Наталья Корчак.
В свою очередь народный депутат, экс-глава Transparency International УкраинаЯрослав Юрчишин уверяет, что проведение мониторинга пробуксовывало через саботаж предыдущего руководства НАПК.
- Оно было зависимым и превратило агентство в рассадник коррупции. Яркое тому свидетельство - дело Соломатиной, - говорит Юрчишин.
В 2017 году разгорелся громкий скандал. Сотрудница НАПК обвинила руководство в том, что по указке Администрации президента блокируется проверка деклараций некоторых депутатов.
Реформировать НАБУ
Самостоятельно провести полноценный мониторинг способа жизни декларанта у НАПК нет возможностей. По словам Натальи Корчак, орган не наделен правоохранительными функциями. А это означает, что оно может лишь анализировать материалы тех же журналистских расследований или поступивших в НАПК сообщений, но надлежаще доказать их у агентства нет полномочий.
- Объясню на нескольких примерах. В НАПК поступает сообщение, что условный чиновник Иванов живет в роскошном пентхаузе, который он не отобразил в декларации. Что могут сделать сотрудники НАПК? Они по официальным реестрам могут проверить, где зарегистрирован этот чиновник, владеет ли он официально этим имуществом - и все. Конечно, если по реестрам факт подтвердится, то, соответственно, будет потом обращение в специализированные правоохранительные органы. Второй аспект - фактор времени. Имеет значение длительность пользования имуществом. Согласно последним законодательным изменениям, декларант обязан вносить в е-декларацию только то имущество, которым пользуется свыше 183 дней или оно у него есть на момент 31 декабря. Как сотрудник НАПК может установить этот факт?! У него нет полномочий следить за чиновником, а сидя в кабинете такие факты невозможно установить, - рассказывает Корчак. - Или второй пример: в НАПК поступает сообщение, что чиновник не задекларировал дорогостоящие картины, которые висят у него в доме. Как сотруднику агентства узнать, какие картины украшают дом декларанта, сколько они стоят? У него нет законных прав просто прийти в гости к чиновнику и попросить показать картины. Это могут сделать правоохранители, но не сотрудники НАПК!
По словам Корчак, сложности возникают и с установлением факта пребывания декларанта в гражданском браке со всеми вытекающими из этого последствиями и нюансами декларирования.
- По идее, проводя мониторинг образа жизни чиновников и политиков, нужно обращать внимание на дома, авто, брендовые вещи, которые они покупают, в каких ресторанах ужинают, на каких курортах и сколько отдыхают. Была бы политическая воля! Наработанные механизмы, как качественно осуществить такую проверку, есть, - говорит Ярослав Юрчишин. - Конечно, много чего будет зависеть от правоохранительной системы, проведения экспертиз. Сейчас по последней, которая во многом зависима от МВД, есть существенные вопросы.
Без реформирования антикоррупционной политики государства не обойтись. Наталья Корчак озвучивает один из возможных путей реформирования, чтобы мониторинг образа жизни випов проводился быстро и качественно. Необходимо создать комбинированный орган, в котором объединялись бы превентивные и правоохранительные функции. Как вариант, на базе НАБУ создать подразделение, которое бы занималось проверкой деклараций и, соответственно, в пределах своих правоохранительных полномочий, проводило оперативные мероприятия для выявления соответствия образа жизни задекларированным доходам и материальному положению.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ