Солистка Цирка дю Солей Марьяна Соболь: С марта все артисты в США получают пособие по безработице

"КП" в Украине" поговорила с украинской звездой всемирно известного цирка о его банкротстве, судьбе лас-вегасовских шоу и Америке на карантине.

Фото: Фейсбук Соболь

С Марьяной Соболь мы познакомились в июне 2013-го. Тогда в Киеве гастролировал Цирк дю Солей (Cirque du Soleil) – артисты презентовали новое шоу Alegria, где Марьяна исполняла роль Певицы в Белом. А еще, как выяснилось тогда, Соболь стала первой украинской солисткой в Цирке дю Солей (родной дом актрисы в Павлограде).

Мы поговорили с Марьяной "через океан" о том, что происходит в Цирке дю Солей и как Америка борется с коронавирусом. 

"Цирку нужно оттолкнуться от дна"

- Марьяна, в информацию о банкротстве Цирка дю Солей сложно поверить. Как такая большая популярная развлекательная машина могла так запросто рухнуть? Расскажите, что у вас происходит?

- О ситуации на данный момент я могу судить по тому, что нам объявили, и что мы видим в местных новостях: Цирк дю Солей имел большую задолженность, по-моему, в 1 миллиард долларов, и в ситуации с пандемией руководство приняло решение о перефинансировании. А для этого нужно объявить себя банкротом.

- Есть шанс, что Цирк дю Солей будет существовать дальше?

- Да, скорее всего, наше "солнце" взойдет вновь!  Новые инвесторы готовятся делать свои ставки на покупку цирка после банкротства. Нужно пройти через этот сложный процесс, чтобы "оттолкнуться от дна", перестроиться.

- В официальном заявлении говорится, что компании пришлось приостановить работу над 44 постановками, а компания была вынуждена сократить 3480 человек, которые были в отпусках с марта. Вас эта ситуация тоже коснулась?

-  Пару дней назад нам объявили о том, что все артисты, техники, люди, которые вовлечены в работу туровых шоу, а это тысячи человек, ко всеобщему сожалению, лишились своих рабочих мест, а главное – любимой сцены.  Но артисты из стационарных лас-вегасовских шоу, в том числе и я, продолжают оставаться в отпуске за свой счет. После окончания карантина руководство планирует открыть первыми именно маркет Лас-Вегаса. Но когда это случится, никто не знает. Даниэль Ламар, президент и главный исполнительный директор цирка, обозначил в своих интервью американским и канадским СМИ предполагаемые даты возвращения шоу. В них речь идет о весне 2021 года. Ведь чтобы опять завести эту грандиозную машину, цирку нужно найти и выделить на каждый продакшн крупную сумму денег. А также иметь возможность какое-то время только вкладывать средства в шоу и cуметь продержаться на плаву прежде, чем получить дивиденды.

- Что это значит "артисты стационарных лас-вегасовских шоу"?

- В Лас-Вегасе функционируют 6 шоу Цирка дю Солей.  Артисты данных шоу живут в Лас-Вегасе и закреплены в коллективы конкретного шоу. Например, я являюсь вокалисткой водного шоу "O", которое базируется в казино Bellagio.  

- Звучала мысль, что такая ситуация с долгами случилась еще и потому, что цирк создавал безумно дорогие шоу, и это не всегда было оправдано. Но чтобы было красиво, деньги, безусловно, нужны.

- Рассуждать и предполагать можно обо всем. У нас нет доступа к тому, как принимаются решения на высшем уровне, и неизвестно, что послужило настоящей причиной. Да, каждый год цирк запускал несколько новых проектов. Например, в прошлом году в Лас-Вегасе открыли новое шоу, оно базировалось не на цирковых номерах, а на каскадерских трюках, паркуре, боевых искусствах. Интересный и современный проект.  Но, к сожалению, это шоу не нашло своего зрителя. Такой вот непредсказуемый бизнес.

К тому же, новое руководство цирка не имеет прямого отношения к искусству. Для них цирк – это в первую и в последнюю очередь бизнес. По моему мнению, восьмым чудом света, как называют Цирк Солнца, он стал именно благодаря тому, что более 30 лет Ги Лалиберте, основатель цирка, руководил под негласным девизом: "Искусство - первостепенно, потом бизнесс". С другой стороны, пандемия "обезглавила" тысячи проектов и компаний не зависимо от того, была ли их стратегия ведения бизнеса идеальна или нет.

- А как все устроено в цирке: вы являетесь сотрудниками в штате или людей нанимают под конкретные постановки?

- Для меня это одно и то же. Моя история такова. Я работаю в Цирке дю Солей с 2010 года. "O" – это мое второе шоу, в котором я работаю с 2014 года. До этого работала в туровом шоу Alegria. После его закрытия в 2013 году мы с мужем переехали в Лас-Вегас. А кастинг на каждую позицию в каждом шоу - это процесс cнуля. Ты либо попадаешь в образ видения артистического директора и кастинга, либо нет. Как правило, получив позицию или роль, артист подписывает контракт на год и, выполняя все требования, получает свою зарплату за каждое шоу плюс социальный пакет. До кризиса мы стабильно отрабатывали 10-12 шоу "О" в неделю. Это около 400 шоу в год, по 2 шоу в день вот уже на протяжении 22 лет. По меркам шоу-бизнеса это колоссальное количество выступлений. То есть, по сути - это завод! И я работник этого завода (смеется).

- Ух ты! Шоу идет 22 год и не надоедает? В чем успех?

-  Во первых - это водное шоу. Роскошный театр в стиле Европейской оперы 14 века на 1800 мест. 85 артистов и более 100 техников, менеджеров, художников по костюмам и макияжу, физиотерапевтов. Cпервых минут представления зритель ощущает размах и настроениeшоу. 18-метровый занавес багрового цвета под звуки триумфальной живой музыки срывается с петель о улетает вглубь сцены. Открывается вид на 5-тонный бассейн с водой, глубиной в 5,5 метров. Бассейн управляется постоянно движущимися вверх и вниз массивными лифтами. Начинается танец лучших представителей синхронного плавания, которые вместе с дайверами находятся под водой на протяжении всего шоу. Человек, охваченный огнем, в течении 4-х минут читает горящую газету, пока другие укротители огня жонглируют огненными булавами; акробатки-амазонки; "гуттаперчевые девушки"; милые и смешные клоуны; прыгуны в воду, срывающиеся из-под потолка в водную пропасть…

Это непрекращающийся фейерверк человеческого таланта, труда и мастерства. Это то шоу, которое интересно смотреть снова и снова. И каждый раз удивляться новым и новым, ранее не замечаемым деталям. Все это приправлено соусом театрального действа, прекрасной музыкой с использованием экзотических инструментов, замысловатой историей  и образами, где зритель сам додумывает, в чем суть и история увиденного. Вот вам и секрет такого длительного успеха. Можно-ли по-вашему сделать такое чудо, не вложив в это огромные средства? Не думаю…

Это шоу считается на данный момент самым успешным и окупаемым в Цирке дю Солей, но все же от кризиса и от общей ситуации компанию это не спасло. Ведь компания считает и прибыль, и убытки в общем ото всех проектов в целом.

Когда уже началась эпидемия, у нас еще до 7 марта включительно были аншлаги. И люди продолжали покупать билеты на следующие месяцы.

Марьяна – первая солистка Цирка дю Солей из Украины. Фото: Фейсбук Соболь

"Получаем пособие по безработице начиная с марта"

- Лас-Вегас - это же вообще мировая столица развлечений. Как сейчас живет город?

- Cмарта этого года мэр Лас-Вегасе Стив Сисолак объявил о 4 запланированных стадиях выхода из карантина. Вторая стадия заключалась в открытии малых бизнесов: ресторанчиков, парикмахерских, некоторых казино. А до июня Лас-Вегас - это действительно был город-призрак.

Люди ведут себя по-разному. До прошлой недели не было обязательным носить маски. Только теперь маска - обязательный атрибут в посещении любых публичных мест. Но до этого, наверное, в связи с тем, что Америка такая свободолюбивая, никто не мог сказать – "сиди дома!", как это было в Китае. Да, некоторые люди с марта сидят дома, выходят только по необходимости, некоторые общаются маленькими группами, но паники у нас нет, каждый соблюдает режим, как ему удобно. У нас сейчас больше на слуху митинги, связанные с вопросами расизма. Они даже как-то перекрыли новости о пандемии.

- У нас артисты говорят, что государство должно было о них хоть как-то позаботиться, но власть ничего не делает. Как об артистах заботится американское государство?

- Большинство из нас получает пособие по безработице начиная с марта. Причем это касается не только артистов, а практически всех, у кого была работа и кто ее лишился в связи с пандемией. И благодаря этому все живут. Государство действительно поддерживает, в этом плане нам очень повезло.

Что же касается конкретно артистов… Когда наступит третья фаза выхода из карантина, эти пособия должны отменить. По плану в эту фазу должно все функционировать. Кроме сферы развлечений. Будут ли конкретно поддерживать артистов, пока не известно.

- Пособие дают всем – и богатым, и бедным? Оно не зависит от того, какая у кого была зарплата?

-  Не зависит от зарплаты. Это зависит больше от того, какое время ты проработал на конкретной работе в конкретном месте, и от того, платил ли налоги. Если ты проработал меньше года, соответственно, у тебя будет меньше пособие. Оно выдается раз в неделю, практически все получают около 100-470 долларов в неделю.

Плюс выдавали одноразовую помощь от государства по тысяче долларов на человека и по 600 долларов на ребенка минус налоги.

- Ваш муж Денис тоже по-прежнему работает в цирке (Денис Толстов - артист, исполнял один из самых сложных номеров - эквилибр на опорах)? Получается, вы оба остались без работы?

- Нет, сейчас он уже не работает в цирке, но он работает в шоу знаменитого фокусника Криса Энджела. Он также получает пособие. Параллельно Денис, что называется, меняет профессию. Он-пилот, на данный момент работает летным инструктором в авиа-школе.

"Работаю по 10-12 шоу в неделю – а это под 400 шоу в год"

- Вот раз мы заговорили про смену профессии. И у наших артистов звучат такие мысли. Насколько легко в Америке переквалифицироваться? И вы кем бы могли работать, если бы пришлось?

- Все об этом задумываются. Многие ребята параллельно работе пытаются получить еще какое-то образование. И Цирк дю Солей в общем-то на протяжении всех этих лет поддерживает такие стремления. Даже давали по полторы тысячи в год на обучение.

Вот мой муж, например, как мы уже упомянули, осваивает профессию пилота. Очень многие мои друзья ушли в сферу обслуживания, стали преподавателями, архитекторами, агентами по недвижимости, техниками сцены. В общем, в Америке это нормальная реальность, когда творческий человек работает официантом, таксистом, продавцом в магазине днем и параллельно идет к своей мечте актера, известного музыканта и так далее.

Это большой плюс Америке, что тебе может быть и 80 лет, но если ты захочешь пойти и выучиться, скажем, на классического пианиста, проблем нет. Никто никогда на тебя не посмотрит косо, что ты не в том возрасте. Здесь нет такого понимания, как "поздно".

- Кстати, помню, будучи у нас в гостях, было это в июне 2013-го, вы говорили, что Денис сделал вам предложение. Теперь у вас прекрасная дочка! Поздравляю! У вас был декретный отпуск?

- В Америке официально дается 3 месяца на отпуск после родов. И если это кесарево сечение, можно, по-моему, быть декрете на месяц дольше. Девушки работают до 9 месяцев вплоть до родов.

Но цирковые артистки, например, уходят в декрет на первых месяцах беременности, так как это сложные физические нагрузки, и по страховке получают какую-то компенсацию до родов. Но через три месяца после родов все должны вернуться на работу. В моем случае было по-другому. Мое шоу закрывалось, и когда я родила, я, так сказать, уже была безработной. Поэтому через 8 месяцев я просто получила новую работу через новый кастинг. Так и вышла из декрета.

- Прийти в форму за 3 месяца – это сложно.

- Да, девчонкам очень непросто приходится. В этом плане это не украинский декрет (улыбается). 3 месяца – и так для всех.

- Помню вы рассказывали, что вы в Цирке дю Солей - первая украинская солистка. Я ничего не путаю?

- Первая вокалистка из постсоветского пространства и именно из Украины - так и есть. У нас очень сильны акробатические школы, спортивные, цирковые, и костяк цирка держится на наших артистах. А вокалистов нет. И это как-то не было традицией что ли. Когда меня брали – брали с опаской.

- Вы по-прежнему единственная солистка из Украины?

- Если можно этим гордиться, то да (смеется).

- Вам уже пора мастер-классы о своей жизни давать.

- Как попасть в Цирк дю Солей?  Я преподаю сейчас вокал. Раньше у меня просто не хватало на это сил и творческой энергии. Такое количество шоу - это колоссальные физические и психологические нагрузки. В моем случае я просто перестала быть вокалисткой, я стала атлетом. И это не просто один раз выйти и выступить, это даже не 2 шоу в день, это нескончаемый марафон. И неважно – простуда у тебя то ли еще что-то, ты должен стоять в строю и - Show Must Go On. Весь образ жизни строится только таким образом, чтобы я могла быть совершенным солдатиком.

- Сейчас можете позволить себе расслабиться, отдохнуть или когда идет шоу - вы по-прежнему солдатик?

- Расслабиться не могу. То, как люди сейчас живут, надевая маски, бесконечно моют руки, боясь заразиться, – это, в принципе, история из жизни таких, как я. Я не имела права заболеть, потому что первое при простуде - отекает вокальный аппарат. И, естественно, ты живешь в страхе и с мыслями, что ты должен быть практически идеальным и неуязвимым. Но так не получается, жизнь – другая. Так что сейчас чувствую себя свободным человеком (смеется).

Ведь всем кажется: да что такое - выйти спеть! В душе то мы ведь все поем! Но это целая наука не только о том, чтобы все было технично и эстетично красиво, но и о выносливости, чтобы все было на уровне день за днем.

Но, с другой стороны, прекрасно быть частью такого количества талантов, варится в этом ароматном компоте. Конечно, для нас уже становится нормой, когда рядом прыгают с высоты семиэтажного дома, а кто-то складывает свое тело в три раза. Но когда смотришь на все реальными глазами, думаешь: ну это же невероятно! Это окрыляет, вдохновляет. Счастлива быть частью этого шоу.   

С мужем Денисом и дочкой Ясей. Фото: Фейсбук Соболь

Про родной дом

- Дома в Украине давно были?

- В прошлом году. И в этом планировала, но вирус внес свои коррективы. В прошлом году брала отпуск за свой счет и провела дома полтора прекрасных месяца. Люблю возвращаться домой. Я из маленького города Павлограда. И для меня это место силы, я всегда спешу к своим родителям.

- Чем любите заниматься дома?

- Во-первых, мне очень нравилось, что у меня не было никакого расписания. Что я могла быть просто девочкой, дочкой (смеется), просто ходить пешком. В Америке машина - не роскошь, а средство передвижения. Тут большие расстояния, даже в магазин пешком добраться невозможно. Плюс, летом невозможно гулять - знойная жара пустыни +50 С.

Еще пела на улицах города с Gypsyjazzbandмоего отца, который является тоже музыкантом и преподавателем музыки.

Походила по врачам, в Америке медицина непросто устроена, быстро получить медицинскую помощь тут могут только очень богатые люди. Ходила на шопинг. Делала фотосессии. Смотрела на неспешно гуляющих прохожих, дышала, наслаждалась насыщенным вкусом украинских овощей и фруктов. А эти бессовестно-уютные кафешки на каждом углу! Дом - есть дом!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Украинская солистка Цирка дю Солей Марьяна Соболь: "Услышав, как звучит мой голос, музыканты от неожиданности перестали играть"