К 100-летию советско-польской войны: киевляне и не заметили, что их город захватили

Поляки вели себя в завоеванном Киеве скромно, даже интеллигентно. Людей не грабили и массовых расстрелов не устраивали. Вот только отступая, мосты взорвали.

Фото: Википедия

В последние месяцы (до объявления карантина) едва ли не на уровне первых руководителей государств всерьез обсуждалась идея проведения совместного украинско-польского парада в Киеве. Приурочить его собирались к столетней годовщине взятия города войсками Пилсудского-Петлюры. Век назад, 9 мая, по улицам парадным строем прошли части Войска Польского и немногочисленные дивизии УНР. Что помешало воплощению идеи провести парад в 2020 году, сказать сложно, может, и коронавирус. Юбилейный парад не состоится, мы же вспомним, что на самом деле происходило в 1920 году.

Секрет "синих" человечков

В первые дни мая на улицах Киева было многолюдно. Насколько, конечно, это может быть возможно в городе, на протяжении трех лет находящемся в прифронтовой зоне. Причина, заставившая людей лишний раз выйти из квартир, – весна. Она в 1920 году была затяжной, лишь в конце апреля над центральной Украиной пронеслись дожди с грозами, а в первые дни мая пришло и долгожданное тепло. Вот и потянулись горожане к солнышку. 6 мая -не исключение, народу много, особенно в центре. И здесь средь бела дня происходит что-то странное. Из рейсового трамвая, пришедшего в центр из Пущи-Водицы, выскакивает пара десятков вооруженных мужчин в синей полевой и невиданной здесь ранее военной форме, делятся на группы, разбегаются по переулкам, хватают первого попавшегося под руки красного командира, заскакивают в трамвай и уезжают…

Набег неизвестных был столь стремительным, что на него не успели среагировать не только прохожие, но и коллеги похищенного красноармейца. В погоню не бросились и даже вслед не выстрелили. Было не до того, Красная Армия спешно эвакуировалась, город вот-вот должны были взять объединенные войска Польши и УНР, ведь 10 дней назад (26 апреля) Польша объявила Советам войну и стремительно наступала. Что касается случая с похищением – это было действительно дерзко. Полк улан вышел в район Пущи-Водицы, разведка спешилась и отправилась за языком на трамвае. Вернулись с добычей.

Все стало на места на следующий день, когда в город стройными рядами стали входить подразделения в такой же невиданной ранее здесь синей форме (оказалось, ее в качестве помощи передала Польше Франция). При полной выкладке, с артиллерией, пулеметами и укомплектованными обозами. Примечательно, что местные жители смотрели на происходящую очередную (уже 13-ю за три года) смену власти скорее с любопытством и недоумением, чем со страхом. Некоторые даже не догадывались о смысле происходящего. На фото видно – пассажиры трамваев из салонов вышли на улицы и рассматривают проходящие мимо части.

9 мая 1920 года польские солдаты лихо отмаршировали по центру Киева. Фото: архив.

Главный вопрос, задаваемый в тот момент киевлянами "Как поляки поведут себя в городе?". Пойдут по пути немцев, установивших железную дисциплину в 1918-м, но особо не мешавших жизни обывателей  или как "красные" при первых захватах города, когда люди боялись выйти из дома, чтобы не быть заподозренными в симпатиях к буржуазии.

Несостоявшаяся коронация

Вишенкой же на торте "киевского триумфа" должен был стать запланированный на 9 мая военный парад. Ходили слухи, что во время его проведения маршала Пилсудского произведут в короли Речи Посполитой, а Петлюру официально признают гетманом Украины. Но что-то пошло не так, и парад принимали не "первые лица", а генерал Рыдз-Смиглы, командующий армией, взявшей Киев.

Кстати, горожане изначально побаивались присутствовать при проходе частей. В памяти еще были свежи воспоминания апреля 1919-го, когда на совместном параде черных запорожцев и деникинцев произошла стычка, приведшая к человеческим жертвам. Любопытство все же оказалось сильнее, и улицы города были полностью заполнены зрителями. Один из них, журналист Давид Заславский, так описывал увиденное.

- По улицам Киева с Бибиковского бульвара на Крещатик к городской думе и обратно продефилировала целая дивизия войск, всех родов оружия. Это была немножко декоративно-оперная, но импозантная картина. Киев давно не видал такого количества хорошо вымытых, чисто, даже щегольски одетых людей. Весело и бодро шла под звуки военных оркестров цветущая молодежь Польши, сплошь франты, сразу покорившие сердца демократического женского Киева. И если так хороши были рядовые воины, то положительно покоряли великолепием своим офицеры и генералы. Это была сказочная феерия, неправдоподобная в обстановке и условиях современной войны, чудесное явление из другого мира и другого времени, - писал Заславский.

Польские войска были снабжены Антантой не только формой, но и современной техникой. Фото: архив.

А вот подразделения союзников поляков - отрядов армии УНР - выглядели не столь впечатляюще, это наводило автора на мысль, что не так уж крепок этот столь мощно прорекламированный союз.

- Лениво и понуро шла в нестройных рядах кучка украинцев. На них были такие же, как у поляков, французского происхождения френчи, штаны, башмаки, но все несвежее, подержанное. И были они небриты и нестрижены, и, увы, грязноваты. И болтались за спинами сумки различного цвета и вида. Офицеры немногим лучше рядовых. И сзади на простых крестьянских лошадях в телегах с "дядьками" за кучера потрепанные пулеметы, перевязанные веревками, – обычный вид повстанческого отряда. Это была живая картина польско-украинского союза, - заключает Заславский.

Главное развлечение - милитари-фейерверки

Шоу закончилось, и горожане стали с опаской ожидать изменений в своей повседневной жизни. Вздохнули с облегчением, узнав – поляки вмешиваться в нее не собираются, передав это право руководству УНР. Те же в свою очередь менять что-либо не спешили. Единственное новшество, введенное поляками, – изменение платежной системы и курсы используемых в торговле валют. Официально самый большой курс был присвоен польской марке, за ней шли украинские карбованцы времен гетмана Скоропадского, царские рубли и советские дензнаки. Черный же рынок давал другие котировки – на первом месте здесь стояли как раз царские рубли, а вот карбованцы и марки шли по самому низкому курсу. Из-за этого периодически возникали конфликты между продавцами и польскими солдатами, желавшими расплатиться марками по официальному курсу.

Впрочем, это стало для киевлян едва ли не единственным неудобством. В остальном жизнь очень быстро стала напоминать почти мирную, безопасную и комфортную. Работали театры, рестораны, парикмахерские. Люди не боялись гулять допоздна по вечерам (патрули гарантировали порядок), в центре играли уличные оркестры и работали фонтаны. У людей появилось даже новое развлечение – собираться по вечерам на Владимирской горке и смотреть, как вдали, в районе Броваров, периодически "зажигались" артиллерийские выстрелы. Эдакий милитари-фейерверк.

Относительная идиллия длилась недолго. Уже в первых числах июня Красная Армия, перегруппировавшись, нанесла по противнику настолько мощный удар, что тем ничего не оставалось, как отступить и сдать город. Закрепиться в ходе этого отступления поляки смогут только в пригородах Варшавы, после чего война перейдет в новую стадию. Уходя же из Киева, солдаты Рыдз-Смиглы подорвали мосты через Днепр. Пострадали Русановский, Цепной и оба железнодорожных моста. Делалось это в стратегических интересах – чтобы избежать окружения, но в памяти у киевлян из-за этого "прощального привета" польская оккупация осталась как самая разрушительная для города в ходе всех его захватов и смен властей.

При отступлении поляки взорвали мосты через Днепр. Фото: Архив.

ВОЙНА В ЭПИЗОДАХ

Проиграли все, но Польша все же заработала

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Как 1000 лет назад атаман Зеленый Киев в блокаду взял