Турборежим с принятием во втором чтении законопроекта о рынке земли не прошел. После громких и силовых акций протеста под Верховной Радой 17 декабря, https://kp.ua/politics/655194-polytsyia-zachystyla-protest-natskorpusa-u-verkhovnoi-rady "Слуги народа" решили не спешить с земельной реформой. В повестке дня Верховной Рады 19 декабря нет земельного вопроса, хотя изначально представители пропрезидентской фракции планировали в четверг поставить точку. Оценив градус народного негодования, принято решение не выносить данный законопроект в зал ВР до тех пор, пока профильный комитет не рассмотрит все 4700 поправок в документ. Скорее всего, законопроект о рынке земли будут рассматривать в феврале 2020 года. https://kp.ua/politics/655221-vereschuk-my-dolzhny-perenesty-holosovanye-za-rynok-zemly-na-sleduuischyi-hod
"КП в Украине" изучила, всегда ли народ может "дожать" своих "слуг народа", чтобы они принимали или не принимали какой-то законопроект? Когда депутаты могут проигнорировать мнение своих избирателей?
Не обижаться, а больше общаться
В пропрезидентской фракции "Слуга народа" время от времени сетуют, что на их депутатов осуществляется моральное давление, в их адрес звучат угрозы, запугивание, а иногда дело доходит и до рукоприкладства.
- Я не думаю, что кому-то из депутатов было бы приятно в свою общественную приемную получить гроб, похоронный венок или КамАЗ земли… Понятно, что цель этой кампании – запугать депутатов, чтобы они даже не думали делать те реформы, которые мы запланировали, и которые мы обязательно сделаем, – решительно заявил на днях замглавы фракции "Слуга народа" в Верховной Раде Александр Корниенко. – Сейчас распространяется негативная кампания давления на депутатов относительно земельной реформы.
Народные депутаты предыдущих созывов с долей иронии слушают подобные заявления-жалобы соратников Владимира Зеленского. Утверждают, что парламентарий должен быть всегда готов к моральному и даже физическому давлению, когда он отстаивает свою правоту или делает законодательные шаги, которые идут вразрез с мнением его избирателей.
- Общество может и должно контролировать работу не только народных депутатов, но и правительства и президента. Из своего опыта скажу: если под стенами Верховной Рады стоит митинг в 15-20 тысяч человек, то настроения под куполом меняются. Депутатский корпус начинает более скрупулезно придерживаться регламента, не проводить скоропалительные решения, - рассказывает народный депутат 6-го и 7-го созывов Верховной Рады Андрей Павловский и тут же добавляет, что если говорить о силе "прессинга" на депутатов, то ранее все было посерьезней. – Вспомните, сколько раз депутатов обливали зеленкой, а какие драки были в самом сессионном зале! Стулом разбить голову депутату (Николаю Петруку в 2012 году) – вот это прессинг! А гробы под приемной – неприятно, конечно, но это детские шалости!
По словам Павловского, наибольшему давлению подвержены мажоритарщики, лидеры и "говорящие головы" фракций.
- Работа народным депутатом предусматривает стрессоустойчивость, без нее никак. Помню, как меня гнобили, прессовали из-за выхода из "Нашей Украины" и перехода к "Партии регионов". Вы себе не можете представить, какие мне гадости писали, говорили… Неприятно было, сложно, но это не сковывало мою депутатскую деятельность, - говорит народный депутат четырех созывов Тарас Чорновил. – Если у тебя есть четкая позиция по закону, тому или иному решению, поступку, нужно идти в народ и общаться, переубеждать, доказывать свою правоту. А если четкой позиции нет, то тогда остается лишь обижаться, публично жаловаться, что на тебя давят, обращаться в правоохранительные органы.
От тюрьмы не зарекайся
В то же время, бывалые депутаты отмечают, что чаще всего народный депутат может изменить свое мнение не под влиянием акций протеста, а если им или его семьей начинают интересоваться правоохранительные органы. И не важно, какой у тебя бэкграунд - коррупционера или кристально чистого общественного деятеля. Этот тот случай, когда "был бы человек, а статья под него в Уголовном кодексе всегда найдется".
- После недавней, мягко говоря, специфической отмены депутатской неприкосновенности, народные депутаты рискуют стать рабами власти. Имея "ручного" генпрокурора, команда президента может давить на депутатов, угрожая открытием уголовных производств. К примеру, депутата могут "случайно" остановить правоохранители и в его кармане "найдут" пакетик с порошком белого цвета, или незарегистрированное оружие – все, статья, - рассуждает Павловский.
А вообще, как отмечают политтехнологи, народные депутаты в своей деятельности могут столкнуться с разными видами морального давления. Все зависит от того, с какой целью человек избирался в парламент.
- Если депутат шел в Раду как лоббист, то его деятельности могут различными способами препятствовать конкурирующие группы. Миссионер будет до глубины души поражен циничностью многих коллег: его представления о политики окажутся другими, будет "открытие", что те, кто публично враждуют и конкурируют, непублично – дружат. Но, конечно, наибольшее влияние на депутата имеют правоохранительные органы и масштабные акции народного протеста, - говорит политолог Алексей Якубин. – И сила народного барометра действует во всех демократических странах мира.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Почему в Украине нет единых правил протестов
Правозащитники считают, что политики исказили смысл массовых акций.