Власть меняется, а традиции протестов – нет. Митинги 17 декабря окончились ожидаемой дракой. Прогнозировано "интересы народа" защищали ребята из "Национального корпуса", подкрепленные представителями аграрного сектора, которые куда больше смахивали на титушек, чем на озабоченных земельным вопросом фермеров. В центре конфликта оказались палатки, которые митингующие пытались разбить под Радой. Полиция отстояла проезжую часть, но ценой здоровья 17 бойцов. А ведь не так давно, в 2017-2018 годах, брусчатку на Грушевского почти полгода занимал целый палаточный городок имени Михаила Саакашвили…
"КП" в Украине" задалась вопросом: так есть ли в митингах четкие правила игры или их можно устанавливать в каждом конкретном случае и под конкретный вопрос?
Право на свободу митингов и собраний украинцам дает Конституция, это как дважды два. Но у любой свободы должны быть пределы и сдерживающие факторы. Тут уже нужна формула, а формулы нет. В Раде прошлого созыва зарегистрировали два законопроекта, которыми пытались урегулировать проблему митингов. И оба были сняты с рассмотрения.
- Мы хотели четче ограничить волюнтаристские решения органов власти и повысить ее ответственность за запреты, - говорит соавтор одного из документов бывший народный депутат Леонид Емец. – Но пришли к выводу, что дополнительные законы к Основному не нужны. Было достаточно толкований Конституционного и Верховного судов, которые разъяснили, что на акции протеста не требуется разрешения местных властей. Достаточно уведомить их о запланированном митинге. Запретить мероприятие может только суд.
Но в мечтах политиков идеальный митинг должен выглядеть так: политическая партия, общественная организация или просто группа возмущенных представителей народа сообщает местным властям о своем протесте желательно за 48 часов до начала. Участники выстраиваются в цепочку и маршируют по пешей части Крещатика, стараясь не задевать локтями прохожих. И громко не кричать, чтобы не тревожить жителей окрестных домов. Еще можно сбиться на Майдане в кучку и поскандировать властям в микрофон. Желательно без угроз, иначе могут замести за попытку переворота.
На заре своего правления, присматриваясь к офису в Украинском доме, президент Зеленский обмолвился даже о месте, выделенном для народных протестов. Прошли, покричали – по домам. Красота!
Из какого представителя власти вы этим вышибите слезу? То-то! Интеллигентные митинги ученых, учителей и даже секс-работниц остаются в упор никем не замеченными.
Палаточный городок – это более весомый аргумент. Но никакими законами, не говоря о Конституции, эту форма протеста не прописана.
- Малые архитектурные формы должны согласовываться с местными властями. Если речь идет о временном мероприятии, то права его участников не ограничиваются, - считает Леонид Емец. – Хотя есть, конечно, условия: не создавать провокационных ситуаций и помех для окружающих.
Опять же в идеале вы ставите пару палаток в тени Мариинского парка. Не сорите, не топчете траву, поете патриотические песни, развешиваете цезурные лозунги. И сидите… да хоть до второго пришествия! Заодно послужите "изюминкой" для интуристов.
Конечно, самый лакомый кусочек в Киеве - улица Грушевского в районе правительственного квартала. Вот и сейчас на нее рвутся все, кто намерен заявить о себе по-взрослому.
- Все просто и ясно: если не портится дорожное покрытие, если нет угрозы государственным учреждениям, палатки можно устанавливать на проезжей части, – считает адвокат Павел Богомазов, который представлял интересы ушедшего в оппозицию Михаила Саакашвили. - В 2017 году, когда под Радой мы разбивали палаточный городок, была подана заявка на общественное мероприятие, на установление сцены, озвучивание и так далее. На акцию не было судебного запрета, правоохранительные органы о ней знали.
Палаточный городок Саакашвили простоял с середины октября 2017 года по начало марта 2018-го. А потом полиция все-таки разогнала митингующих под предлогом незаконного хранения оружия.
В нашем случае палатки "Национального корпуса" не продержались и полчаса. Для справедливости скажем - парни из "НК" конкретно раздолбили брусчатку, пытаясь забить двухметровые колы для установки армейских палаток. Но повреждение дорожного покрытия никому не вменили. Дело открыто по насилию в отношении сотрудников полиции.
Эксперт Ассоциации наблюдателей за соблюдением прав человека в деятельности правоохранительных органов Михаил Каменев тоже считает - специальный закон "для палаток" не нужен.
- Что реально необходимо, так это утвержденные Кабмином или зарегистрированные в Минюсте инструкции для полиции. Она часто действует провокативно и вопреки самой себе, - говорит правозащитник.
И приводит в пример протесты под Нацбанком, где в один день со скандалом снесли единственную палатку на проезжей части, а на второй - равнодушно смотрели на пяток таких же.
- Да, неудобно, когда перекрывают улицы, нужно объезжать. Но коллапс не происходит. В Закарпатской области жители регулярно перекрывают трассу Киев – Чоп, дорогу международного значения, пропускают по одной-две машины в час. И полиция не реагирует. Потому что люди имеют право заявить свой протест так, чтобы быть услышанными, - продолжает Михаил Каменев. – Практика Европейского суда по правам человека призывает общество быть толерантным к таким неудобствам. Это плата за демократию.
Эксперт отмечает, что Украина еще достаточно спокойно переживает протесты по сравнению с развитыми странами Европы, где без счета жгут автомобили и бьют витрины магазинов.
Закон, прописывающий правила митингов и конкретную ответственность за их нарушения для всех – от полиции до организаторов массовых мероприятий - необходим, считает председатель правления Международной лиги защиты прав граждан Украины Эдуард Багиров.
- Последние десять лет политики и политические партии системно злоупотребляли нормами Конституции и законов. Ради власти, ради возможности воровать они исказили саму форму народных протестов и ввели в практику грязные технологии – проплаченных активистов, нанятую массовку. Когда лет 15 назад я собирал тысячные акции, то понимал, что несу ответственность за людей, за их безопасность. У меня была прямая связь с начальником райотдела милиции, мы не создавали проблем для окружающих, но четко заявляли, чего хотим. А сегодня в палатке посреди дороги может появиться "приемная народного депутата Украины", толпа "титушек" нападет на кого прикажут. На одном митинге полиция будет равнодушно наблюдать за погромами, на другом - орудовать дубинками без разбора, - констатирует правозащитник. – Для обычного человека выйти на акцию протеста – это поставить себя под угрозу.
Да, на тот вид митингов, о которых пишется в Конституции, у чиновников выработался стойкий иммунитет, признает наш собеседник.
- Но ведь акции можно подкреплять другими действиями – письмами-заявлениями, исками в суд. А нам сегодня нужны беспорядки, драки, пожары, зрелища. Кому-то может показаться, что это дает результат, а на самом деле порождает вседозволенность и презрение к закону, - говорит Эдуард Багиров.
По данным правозащитников, сегодня в более 70% митингов и акций протестов закладываются продуманные и четко спланированные провокации. А противоядия нет, еще хуже - его не ищут.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Билецкий о молодчиках с палками: Это их право на самооборону