13 ноября
Загрузить еще

Неприкосновенность с депутатов сняли, но привлечь их к ответственности станет сложнее

Неприкосновенность с депутатов сняли, но привлечь их к ответственности станет сложнее
Фото: Фото: Денис ГЛУХОВ

Уже с нового 2020 года народные депутаты Украины лишатся своей неприкосновенности. Сами нардепы проголосовали за это еще 3 сентября. Однако, сопутствующие изменения в законодательство принимаются до сих пор. Одним из таких изменений является внесение в Уголовный процессуальный кодекс статьи 482-2, которая позволит только по согласованию с Генеральным прокурором инициировать расследования против народных депутатов.

"Неприкосновенность осталась в действии"

Данная статья стала предметом больших споров. Некоторые парламентарии считают, что она, наоборот, усиливает неприкосновенность и увеличивает коррупционные риски, так как вся полнота принятия решений переходит в руки одного человека – главы ГПУ.

- Неприкосновенность осталась в действии. Всего-лишь на всего изменен порядок привлечения народного депутата к уголовной ответственности. И сегодня всю полноту и возможность выписать подозрение и начать уголовное преследование передано в одни руки и эти руки – генеральный прокурор Украины, - рассказал в кулуарах Верховной Рады народный депутат от "Оппозиционной платформы "За жизнь" Илья Кива.

По его словам, данный вопрос стал предметом спора на заседании комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности, однако убрать статью так и не смогли.

- Я был против, против были мои однопартийцы, против был Григорий Мамка, против был Суто Мамоян, против был Бужанский. Я прошу прощения, но у слуг Сороса есть целое лобби в количестве несгораемого остатка 13 человек, поэтому они любой закон пропустят по любому комитету. Единственное, у нас есть возможность фиксировать свою позицию, - рассказал Кива в комментарии "КП" в Украине".

"Сегодня это удобно монобольшинству, а завтра все может измениться"

Данная затея не пришлась по душе и некоторым "Слугам народа", которые имеют монобольшинство в парламенте и в профильном комитете. Народный депутат из президентской фракции Александр Куницкий признается, что сегодня лично ему как представителю провластной фракции бояться нечего, однако завтра может все поменяться.

- Я не могу сказать, что я всецело поддерживаю этот момент, тем более что у нас Генеральный прокурор всегда исконно был провластным. На сегодняшний день я являюсь частью провластной партии, монобольшинства. Как говорит наш президент, генеральный прокурор его человек. Следовательно, мне лично опасаться нечего. Во-первых, я не собираюсь нарушать закон, во-вторых, я надеюсь, что у нас внутри партии не будет никаких гонений.

Но норма эта спорная. Сегодня она удобна монобольшинству, а завтра все может измениться. Генеральный прокурор – это не тот человек, который находится постоянно на своей должности. Завтра его могут поменять. И он может быть как лояльным или нелояльным к тем или иным депутатам. Поэтому это, наверное, не совсем правильно, чтобы один генеральный прокурор брал все решения на себя, - рассказал Куницкий в комментарии "КП" в Украине".

"Общество не настолько совершенно, чтобы депутат мог спокойно себя чувствовать"

На самом деле комитет рассматривал разные механизмы привлечения народных депутатов к уголовной ответственности, но оставил данные полномочия только за генпрокурором по ряду законодательных причин.

- Но, к сожалению, сейчас мы не можем сделать никак иначе. Было предложение, чтоб в этом принимали участие члены Конституционного суда, но насколько я понимаю, это невозможно по целому ряду законодательных причин, - добавил Куницкий.

Пойти на то, чтобы расследования против депутатов инициировались любым следователем, "Слуги народа" тоже не решились. По их мнению, такая норма позволила бы парализовать работу любого нардепа.

- Это тоже неправильно. Ну, представьте, чтобы любой следователь, условно говоря, Бердянского района решит по какому-то собственному убеждению взять и парализовать работу того или иного народного депутата – завести на него уголовное дело вызывать его на допросы, и таким образом народный депутат станет не эффективным. Я понимаю, что мы хотим приравнять народного депутата к обычному человеку. Это правильно, и я сто процентов это поддерживаю, но пока еще наше общество не настолько совершенно, чтобы депутату можно было спокойно себя чувствовать и не ощущать никаких влияний извне. На сегодняшний день эти влияния очень большие, - подытожил Куницкий.

ИТОГ

Как привлекали к ответственности неприкасаемых народных депутатов

  • любой следственный орган инициировал расследование, проводил его и передавал материалы в Генеральную прокуратуру;
  • генеральный прокурор ознакамливался с материалами и подавал представление в Верховную Раду на снятие неприкосновенности, привлечение к уголовной ответственности и арест;
  • Верховная Рада голосовала отдельно по каждому из вышеперечисленных пунктов;
  • после этого суд мог избрать меру пресечения подозреваемому нардепу и в последствии признать его виновным.

Как будут привлекать к ответственности нардепов без неприкосновенности

  • расследование против народного депутата инициируется по согласованию с генпрокурором;
  • после проведения расследования генпрокурор объявляет о подозрении и обращается в суд;

Чисто визуально процедура стала значительно короче, однако по самому первому пункту становится ясно, что теперь у других следственных органов больше не будет возможностей проводить какие-либо расследования в отношении нардепов без согласования с ГПУ.