10 апреля 2018-го, после 21 года, проведенного по тюрьмам, Любовь Кушинская вышла из стен Качановской колонии. Каким ей показался этот фактически уже новый мир? Как человек, столько лет проведший за решеткой, сумел адаптироваться?
Похоже, к жизни на воле Любовь возвращалась через новые впечатления, благодаря поддержке близких и острому желанию добиться оправдательного приговора.
- У меня было чувство, что мир ушел куда-то далеко, а я осталась на месте. Среди людей было тяжело, мне казалось, что каждый меня знает, в том числе и откуда я вернулась, - смущаясь, вспоминает Любовь этот год. - За эти 20 лет жизнь очень изменилась, люди, как мне показалось, стали более отчаянными. К счастью, у меня была такая мощная поддержка, что больших трудностей не было. За этот год я побывала в Норвегии, Швеции, Чехии, Польше, Австрии. Сейчас живу в Киеве.
На какие средства живет, Любовь не уточняет, а еще не рассказывает, как складываются ее отношения с дочерью Роксоланой, которой было всего 16, когда мать арестовали.
"Уехала бы из Украины, если бы не суд"
Обвинение в двойном убийстве Кушинская не признает до сих пор. По-прежнему убеждает, что ее подставили. Причина? Месть и большие деньги. Поэтому она решительно настроена бороться за возвращение своего доброго имени.
- Документы в суд - в процессе подготовки, мы тщательно готовимся к этому процессу. Я хочу, чтобы мое дело рассматривал апелляционный суд Львовской области - первая инстанция, которая выносила мне приговор. Я бы уже, возможно, уехала из Украины и жила бы в другой стране, но не могу, пока не получу оправдание и не верну свое доброе имя. У меня дочь, внуки… Я не могу жить, не смогу даже умереть, пока люди будут считать меня убийцей. У меня украли молодость, мои лучшие годы, поэтому я просто не могу отступить. Сколько бы суды ни длились – месяцы или годы, я готова.
Любовь говорит: возможно, другие на ее месте и не оглядывались бы на прошлое. Другие, но не она.
- Мне дали уникальный шанс, и я хотела бы помогать и тем, кто незаконно осужден, и тем, кто нуждается в помощи. Я хочу работать, хочу помогать людям, но пока нет оправдания, я не могу даже смотреть людям в глаза.
|
Долгожданная встреча закончилась бегством
Помилование Кушинской украинцы восприняли неоднозначно – уж очень в тяжелом преступлении ее признали виновной.
По версии следствия, Кушинская лично стреляла в бизнесмена Ярослава Дрожджаля, а его тестя Ореста Циньковского убил ее водитель. Также якобы женщина сама перерезала горло обоим жертвам, чтобы удостовериться, что они умрут.
Следователи связали исчезновение мужчин с Кушинской, узнав, что незадолго до этого Ярослав предложил ей купить за бесценок его квартиру – та согласилась, отдав ему 20 тысяч долларов и договорившись, что на следующий день они подпишут все бумаги у нотариуса. Назавтра день оба мужчины пропали. Их тела нашли лишь спустя полгода. Подписи на документах были подделаны, квартира отошла Кушинской.
Сама она не раз говорила, что кается в подделке, но к гибели людей не причастна. Все 20 лет твердит: ее подставил бывший гражданский муж Роман Станик (экс-супруг бывшего министра юстиции Сюзанны Станик), который, по словам Любови, и попросил ее занять денег Ярославу.
- На суде он (Станик. – Ред.) два раза давал пояснения, перед дебатами пришел и сказал, что меня не знает, хоть мы знакомы столько лет! Когда я в суде заговорила о деньгах, он сразу вспомнил, как меня зовут, и пригрозил, что я получу еще "пятерку", - вспоминает Любовь, добавляя, что все эти годы едва ли не бредила личной встречей с бывшим партнером и гражданским мужем.
Однако долгожданное рандеву закончилось, так и не начавшись: увидев Кушинскую, Роман убежал.
- На встречу со мной и журналистом он принес папку документов, наверное, хотел показать, что он белый и пушистый. Роман долгие годы следил за делом, все держал на контроле. Я надеялась, что его остановят, но никто не вправе был его задержать. У меня было очень много вопросов: за что он так со мной поступил, о тех деньгах, которые он все еще мне должен. Но он убежал, хоть и заверял, что хотел со мной встретиться лично.
|
Лучшую подругу не бросает
Кушинская рассказывает, что вернуть старые львовские связи и друзей, которые отвернулись от нее после ареста, не пыталась и не планирует. Во Львов наведывается, но жить там не хочет – слишком больно. Своей лучшей подругой называет бывшую сокамерницу Валентину Лучанинову. Чтобы повидаться с ней, даже нашла силы вернуться в место, из которого бежала, не оглядываясь.
- В колонию возвращаться мне не было страшно, я прошла такой ад, увидела в своей жизни такие страшные стены, что меня уже ничего не пугает. Я дала слово, что буду помогать подруге. В колонии с Валечкой я жила 8 лет, я знаю ее приговор, знаю ее как человека. Ее муж долго издевался над ней, так случилось, что после драки он умер, она частично признала свою вину, но разве это стоит пожизненного заключения? Я просто не могу оставить ее в такой беде. В колонию к ней я приезжала не один раз, собираю передачи, помогаю продуктами, одеждой, - рассказывает Любовь.
Чтобы порадовать подругу, недавно съездила в гости к ее родным, которые живут под Киевом: немного пообщалась и передала внуку Валентины сладости от имени бабушки.
- Валя сначала не поверила! Она мне позвонила, а я спрашиваю: знаешь, где я сейчас? Еду к твоим в гости. Я слышала, как она разрыдалась в трубку. Я как никто знаю, как сложно быть на пожизненном, а после моего освобождения ей стало еще тяжелее.
Любовь добавляет: дело подруги сейчас повторно изучают юристы, но смогут ли Валентине помочь, прогнозировать не хочет, говорит лишь, что молится об этом.
- Мое освобождение началось с обращений, я писала, куда только могла, в том числе и в Министерство юстиции, там обо мне знали все, но механизма для пересмотра дела не было и все еще нет. Депутату Грановскому обо мне рассказал замминистра юстиции Денис Чернышов, подключились адвокаты, эта команда спасла мою жизнь. Я вот сейчас говорю, а меня все еще слезы душат, - не сдерживается экс-заключенная.
|
Прощение и искупление
Между делом Кушинская рассказывает, что она глубоко верующий человек, что исповедуется сейчас практически каждую неделю. Признается, людей, которых считает виновными в своем заключении, все эти годы пробовала простить, но до конца это пока так и не получилось.
- Я все обиды простила, но все произошедшее все равно перед моими глазами. Думаю, что пока меня не оправдают, я не смогу отпустить всю эту боль. Все мое дело построили на предположении, на явке с повинной, которая была выбита под пытками, и я каждый день благодарю Бога, что мне встретились люди, которые мне поверили и помогли.
Другой взгляд
Галина ДРОЖДЖАЛЬ: "Она за свое ответит – такие преступники всегда кончают плохо"
Но простить не может не только Кушинская, простить не могут и ее – семья покойных Ореста и Ярослава не верит, что Любовь невиновна. Львовянка Галина Дрожджаль, потерявшая в одночасье мужа и отца, отмечает: ни видеть, ни слышать о Кушинской не хочет. 20 лет назад ее жизнь перевернулась: Галина осталась одна с матерью, на руках - двое маленьких детишек. Хоть прошли годы, о прощении речи идти не может - такие раны не заживают.
- Очень жалею, что общалась с журналистами, которые затем сняли фильм, чтобы ее выгородить, - начинает разговор с "КП" в Украине" Галина Дрожджаль. (Речь идет о фильме "Кровавая квартира" Сергея Лойко.) – Затем эта искривленная информация пошла по всей Украине. Она виновна, она должна отвечать за свои поступки. Не знаю, для чего ее вытянули из тюрьмы, вероятно, еще нужна для каких-то дел.
Галина уверена: место Кушинской – за решеткой. Ведь она, по мнению вдовы и дочери убитых, будет и дальше творить зло. Никаким словам освобожденной не верит.
- Это не тот человек, которому можно верить, она безбожно врет. Когда снимался фильм, она дважды подавала в Верховный суд, и дважды суд ей отказывал, но, как видим, все удалось организовать, - продолжает Галина Дрожджаль. – Артистка – слов нет, в суде стояла на коленях и рыдала. Мы писали письмо президенту. Пришел ответ, что мы, я и моя мама, "должны с пониманием к этому отнестись". Не президент писал, какой-то клерк.
О том, где сейчас Любовь и как она живет, Галина и слышать не хочет. Говорит: никто за этот год с ней контактов не искал - ни сама Кушинская, ни адвокаты, но она бы и говорить с ними не стала.
- Эксгумации хотят добиваться? Я этого не позволю. Столько лет прошло, все в деле есть – все доказательства, масса фактов. Я читала его от первой до последней страницы, хотя не удивлюсь, если кое-какие пропали. Стыдно ей никогда не будет, это не тот человек. Не могу сказать о своей реакции, если б она жила по соседству. Не знаю, наверное, удавила бы. Конечно, это слова, организовывать убийство я не собираюсь. Она за свое ответит – такие преступники всегда кончают плохо: либо бега, либо тюрьма, либо кладбище.
История вопроса
В 1997 году 38-летний львовский предприниматель Ярослав Дрожджаль из-за крупных долгов перед банком и рэкетирами решил срочно продать свою трехкомнатную квартиру во Львове. Как свидетели заявляли на суде, Роман Станик ему посоветовал обратиться к Любови Кушинской, владелице фирмы по торговле недвижимостью. Сделка не была закончена. По версии Кушинской, она передала мужчинам 20 тысяч долларов, после чего те не пришли подписать бумаги к нотариусу, и опасаясь, что они сбежали с ее деньгами, Кушинская подделала документы.
Но суд во внимание эти показания не принял, по версии следствия, Кушинская хотела завладеть квартирой мужчины, а тот планировал разорвать договор с ней, поэтому она убила Ярослава, а ее знакомый помог ей убить Ореста, отца его супруги. Тела нашли спустя полгода в лесу.
Любовь Кушинскую задержали по подозрению в убийстве в декабре 1997-го. Несмотря на то что явных доказательств, что именно она убила, не было и в деле остается много вопросов, суд осудил ее на пожизненное заключение.
За Кушинскую заступился народный депутат Александр Грановский, изучил ее дело, предложил пройти полиграф, с чем та справилась. Делом заключенной занимались известные адвокаты Андрей Федур и Зоя Ярош. В 2018 году прошение о помиловании было подписано президентом. 10 апреля 2018-го Любовь Кушинская вышла на свободу.