В ожидании автокефалии УПЦ – кто возглавит новую церковь

Синод Вселенского патриархата планирует до позднего вечера 11 октября рассматривать вопрос о предоставлении Украине томоса.

Экзархи Вселенского патриархата архиепископ Памфильский и Западной епархии Украинской православной церкви в США Даниил и епископ Эдмонта и Западной епархии Украинской православной церкви в Канаде Илларион прибыли на Синод в Стамбул. Фото: rada.gov.ua

Украина ждет новости из Стамбула. Один из вопросов, который обсуждается на Священном Синоде, - предоставление автокефалии Украинской православной церкви. И дело даже не в том, дадут его или нет, а что будет с УПЦ после. Для создания Единой Поместной Церкви придется решить целый ряд организационных вопросов.

Кто возглавит новую церковь?

Главу Украинской церкви должны избрать на Объединительном соборе, на который соберутся архиереи: 41 - из Киевского патриархата, 12 - из Автокефальной церкви (УАПЦ), 10 - из Московского патриархата. Эти цифры ранее озвучил предстоятель УПЦ КП Филарет. Выбирают из трех кандидатов. На сегодня уверенно называется только одно имя на место главы новой церкви — это Филарет.

Но для этого Синод Вселенского патриарха должен был снять с него анафему. То же касается и анафемы архиепископа Украинской автокефальной православной церкви Макария (возможно, он станет вторым кандидатом на пост главы ЕПУ). 

В религиозных кругах также называется еще одна фамилия потенциального кандидата – митрополит Винницкий Симеон.

Как поделят церковное имущество?

Религиозные организации — это юридические лица. Одно юрлицо может через суд оспаривать право другого на имущество или право на его пользование. Таким образом, тяжбы между двумя Церквями не исключены. Как и споры за имущество внутри прихода. После получения автокефалии часть прихожан МП может изъявить желание перейти в КП.

Такое разделение, по мнению юристов, происходит согласно уставу, без которого не может быть зарегистрирована ни одна религиозная организация. Обычно в уставе значится, что решение принимается либо большинством голосов, либо тремя четвертями голосов от количества соучредителей.

Но все эти нормы, подчеркнем, относятся только к имуществу, которым религиозные общины владеют на правах собственности. А культовые сооружения, в том числе и Киево-Печерская Лавра, которые относятся к архитектурно-историческим памятникам, у нас находятся в собственности государства. Церковь выступает всего лишь арендатором.

Как избежать акций протеста?

Хоть в Украине церковь вне политики, но отдельные горячие головы могут воспользоваться ситуацией и поднимать прихожан на акции протеста. Такой сценарий не исключен, хотя политологи спешат успокоить - Томос не приведет к критической ситуации.

- Будут отдельные попытки провокаций, нагнетания, но я знаю, что власть готовится их пресекать. Будет некий переходный период, чтобы прихожане могли сделать свой свободный выбор, - убежден директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев.

В тему

За что Филарета предали анафеме

Греческое издание Оrthodoxia.info со ссылкой на свои источники сообщило, что Синод Вселенского патриархата якобы восстановил в каноническом сане главу Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) Филарета (Денисенко) и главу Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) Макария.

Напомним, РПЦ лишила Филарета сана в июне 1992 года, за участие в создании Украинской православной церкви Киевского патриархата. Соответствующее решение принял Архиерейский Собор Русской православной церкви. Тогда Филарет своей вины не признал и не подчинился решению Собора. В феврале 1997 года на Архиерейском Соборе РПЦ его отлучили от Церкви и предали анафеме.

В постановлении сказано: "Монах Филарет не внял обращенному к нему от лица Матери-Церкви призыву к покаянию и продолжал в межсоборный период раскольническую деятельность, которую он простер за пределы Русской Православной Церкви, содействуя углублению раскола в Болгарской Православной Церкви и принимая в общение раскольников из других Поместных Православных Церквей".

Отлучения Филарет также не признал и назвал его политически мотивированным.

Справка КП

Как УПЦ присоединили к Москве

Московский патриархат настаивает на том, что только он является материнской церковью по отношению к украинской. В 1686 году Киевскую Митрополию, по благословению Константинопольского патриарха, присоединили к Московскому Патриархату. Однако некоторые историки-религиоведы считают, что это было сделано за большую мзду Московского патриархата Константинопольскому в виде соболей и золота. Тем не менее, Русская православная церковь считает, что именно она является материнской церковью по отношению к украинской и только она может давать разрешение на автокефалию.

В Константинополе недавно высказали совсем иную точку зрения.

"Причину проблем в украинском православии Константинопольская Мать-Церковь видит в неканоническом и недействительном присоединении Киевской митрополии в 1686 году к Московскому патриархату", - было сказано в официальном сообщении Константинопольского патриархата.

Тем не менее Константинополь не спешил отменять томос 1686 года о присоединении украинской церкви к русской.

Читайте также

7 вопросов об украинском православии и Томосе

"КП" в Украине" разбиралась в том, чем может закончиться церковное противостояние.