Христианский мир в напряжении. Вселенский патриарх Варфоломей прислал в Киев двух экзархов для обсуждения вопроса о предоставлении автокефалии Украинской православной церкви Киевского патриархата и создании Единой украинской поместной церкви. В ответ Синод Русской православной церкви принял решение, которое в миру можно сравнить с политическим бойкотом.
Разговоры о том, что в Украине должна быть создана самостоятельная, независимая поместная церковь, ведутся давно. В частности, в 2008 году с такой просьбой к патриарху Варфоломею обратился президент Виктор Ющенко по случаю празднования 1020-летия Крещения Киевской Руси. Однако продвинуться в этом вопросе украинским властям удалось через 10 лет - после визита президента Петра Порошенко в Стамбул и личной встречи с Варфоломеем.
В июле Петр Порошенко заявил, что Украина как никогда близка к получению Томоса. Это документ, который закрепляет решение Священного Синода Вселенского патриархата о признании Церкви и ее независимости от других патриархатов. Грамота составляется на греческом языке, содержит историю вопроса и выводы Священного собрания. В миру это можно сравнить с предоставлением человеку гражданства.
Присоединиться к Единой поместной украинской церкви в случае получения Томоса выразила желание Украинская автокефальная православная церковь (также официально не признанная, считающая себя самостоятельной преемницей УАПЦ 1917 года).
О том, что процесс получения УПЦ КП автокефалии сдвинулся с места, свидетельствует решение Вселенского патриархата отправить в Украину двух экзархов - архиепископа Даниила Памфилийского из США и епископа Илариона Эдмонтонского из Канады. В светском понимании это послы, уполномоченные вести переговоры перед принятием решения: "за", "против" или "альтернативный вариант".
Под последним подразумевается, что в Украине может быть создан экзархат. Подобие филиала Вселенского патриархата с прямым подчинением Константинополю (резиденция Вселенского патриархата в Стамбуле сохранила старое название). Это означает, что КП получит каноническое признание, но не независимость - не сможет иметь своего патриарха и участвовать в принятии важных решений.
Впрочем, религиовед Игорь Козловский считает, что вопрос об экзархате не ставят на повестку дня.
- После завершения диалога между всеми ветками христианства украинская поместная церковь получил Томос, - уверен эксперт.
В глазах Украинской православной церкви Московского патриархата УПЦ КП является раскольниками, а ее глава Филарет подвергнут изгнанию из церкви. Возможность предоставления автокефалии КП всегда отвергалась МП. Решение Вселенского патриархата наконец рассмотреть этот вопрос и направить в Украину своих послов также вызвало сопротивление.
Синод РПЦ (управленческий орган при Московском патриархе Кирилле) принял решение не поминать патриарха Варфоломея в богослужениях и приостановить все отношения на уровне иерархов двух церквей, пока Константинополь не отзовет экзархов из Украины. Мирским языком это означает разрыв дипломатических отношений на уровне правительства двух государств.
- Никто из Стамбула не посоветовался с нашим предстоятелем - митрополитом Онуфрием. Никто не спросил, нужна ли нам помощь, какое-то содействие в решении вопросов канонического статуса. Нужно ли нам это вообще? - говорит митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука. - Легаты (экзархи) даже не встретились с Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием - единственным признанным каноническим предстоятелем УПЦ.
В РПЦ подчеркивают, что пока не отказываются от евхаристического общения. Но если Константинополь будет продолжать действия по Томосу, то вынуждены будут его прекратить.
В православии этот термин означает единство между автокефальными церквями и их прихожанами. Простым языком, священники разных церквей могут служить совместные литургии, а прихожане получать святое причастие в любой из них. Это совместное преломление хлеба - главное таинство христианской церкви.
- Если РПЦ откажется от евхаристического общения с Константинополем, то пойдет на полный раскол, - говорит религиовед Козловский. - Церковь будет выведена за пределы диптиха - перечня канонических церквей в православном мире. С точки зрения православной ортодоксии действия церкви будут считаться безблагодатными - от крещения до погребения. Это то, в чем сейчас Московский патриархат обвиняет Киевский.
Проще говоря, если сейчас с точки зрения МП прихожанам КП закрыта дорога в райскую обитель, то после отказа от евхаристии они формально поменяются местами.
Основной кандидатурой на главу украинской поместной церкви является глава УПЦ КП Филарет (бывший епископ РПЦ, в миру Михаил Денисенко). В конце июня он обратился с апелляцией к Вселенскому патриарху Варфоломею с просьбой отменить анафему, которую Русская православная церковь наложила на него в 1997 году.
Недавно появилась информация, что вопрос о снятии анафемы также рассматривается, как и предоставление Томоса.
- Это действительно изучается, - говорит Игорь Козловский. - Думаю, что анафема будет снята. Но это не означает, что Филарет станет главой церкви. Он только получит право выдвинуть себя одним из кандидатов на патриарха, а решение будет приниматься на церковном Соборе.
В соцсетях, да и выступлениях некоторых политиков разгоняется мысль, что в случае получения Томоса Киевский патриархат сможет отобрать у Московского если не все имущество, то самые лакомые куски. Например, Киево-Печерскую и Почаевскую лавры. Игорь Козловский категорически это отрицает.
- Свобода совести и вероисповедания, право собственности у нас закреплена в Конституции и других законах. Одна церковная община может перейти со своим имуществом в другую, может его разделить. Но претендовать на собственность другой общины - ни в коем случае, - говорит наш эксперт. - Это невозможно юридически. Церкви, находящиеся в лоне Московского патриархата, материально не пострадают. И сейчас государству необходимо тщательно профилактировать радикальные элементы, которые позволяют себе какие-то призывы и пытаются разжигать вражду.
В христианском православии нет такого центра, как у католиков Ватикан. Константинопольский патриархат считается главным почитаемым, но не имеет решающего слова. Решение о предоставлении Томоса принимается Священным Синодом большинством голосов так же, как это происходит в светском парламенте. А в Синоде представлены 14 православных церквей.
Если РПЦ до времени голосования не разорвет окончательно отношения с Константинополем, то один голос против уже обеспечен. Также известно, что против предоставления Томоса, а формально - за сохранение единства православия в Украине выступают Иерусалимская и Сербская церкви.
Куда склонятся другие голоса, зависит не только от воли Господа, но и от политики.