Европейский суд по правам человека обязал украинские власти воздержаться от доступа к любым данным телефона журналистки Натальи Седлецкой. Об этом главный редактор проекта "Схемы" сообщила в своем Фейсбук. Решение пришло на редакционный факс вечером 18 сентября.
- Нам с адвокатами удалось убедить ЕСПЧ, что получение силовиками доступа к информации с мобильных телефонов журналистов представляет угрозу разоблачения источников, которые сообщают нам общественно важную информацию. Мы приводили аргументы, что это может привести к так называемому охлаждающему эффекту для всей расследовательской журналистики и свободной прессы в Украине, - написала Наталья Седлецкая.
По ее словам, ЕСПЧ применил Правило 39, к которому прибегают при угрозе нарушения прав человека, и непоправимых последствий, которые это может вызвать.
Седлецкая назвала решение "беспрецедентным".
Запрет на доступ к данным действует в течение месяца - до 18 октября 2018 года. Это время дается для подготовки и направления полной жалобы в ЕСПЧ.
СПРАВКА
Прослушка телефона Натальи Седлецкой
Печерский районный суд Киева 27 августа разрешил следователю получить доступ к информации с телефона журналистки за полтора года. Решение вынесли в рамках дела в отношении главы НАБУ Артема Сытника. Его подозревают в том, что он незаконно раскрыл информацию журналистам. Наталья Седлецкая проходит по делу свидетелем.
После общественного резонанса генпрокурор Юрий Луценко признал, что решение является чрезмерным и заверил, что следствию нужно установит лишь местонахождение журналистки в определенное время, так как она сама рассказывать о нем не хочет, ссылаясь на профессиональную этику и защиту своих источников.
Наталья Седлецкая - не единственный журналист, по которому прокуратура получила разрешение на раскрытие трафика. Такое же разрешение получено на трафик Кристины Бердинских. Обе обратились в Апелляционный суд.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Зачем прослушивать телефон журналистки
Для спецслужб агентурная информация – это все. Есть только один изъян – к делу ее не пришьешь. Нужны процессуальные доказательства. Но на допросе в ГПУ Наталья Седлецкая отказалась назвать дату встречи с Сытником, ссылаясь на журналистский иммунитет. Под этим соусом следователь обратился в суд с ходатайством о временном доступе "к вещам и документам".
Прокуроры ничего не нарушили, прослушивая журналистов
- Закон позволяет журналистам не называть источники своей информации только в том случае, если эту информацию журналист использовал для подготовки публикации, телевизионного или радиосюжета. А Седлецкая встречалась с Сытником - судя по тому, что было обнародовано - без какой-либо связи со своей журналистской деятельностью, - утверждает экс-глава Консультативного совета при ГПУ Владимир Бойко.