Освобожденный из плена боец: "Мамочка, я живой, и здесь, с тобой"

Вместе с родственниками бойцов "КП" в Украине" встретила в Борисполе самолет с освобожденными из плена.

Встреча освобожденных пленных в "Борисполе". Фото: Олег ТЕРЕЩЕНКО

В среду, 27 декабря, состоялся обмен пленными, которого Украина ждала более года.

К 18.00 на военном аэродроме в Киеве, куда должны были доставить самолетом освобожденных, собралось не меньше 500 человек - родственники, знакомые побывавших в плену и те, кто хотел их поддержать. На территорию аэродрома пропускали через металлоискатели, охрана тщательно проверяла не только сумки, но и карманы.

Пилили зубы напильником

- Мамочка, когда же он приедет, почему так долго? Ну, мы больше ждали, подождем еще час-два. Неужели этот день настал? - прижимая к груди фото молодого солдата, говорит симпатичная девочка.

Это 14-летняя Кристина Олейник из Радивилова Львовской области. Вместе с родными она приехала встречать своего дядю Александра Олейника, который 9 февраля 2015 года попал в плен в Дебальцевском котле.

- Я дядю, он же и мой крестный, не видела 1052 дня, - говорит Кристина. – Сначала его держали в Донецком СБУ. Потом перевели в Макеевскую колонию строго режима. После этого телефонная связь с ним пропала. Правда, два месяца назад бабушке написал письмо, в котором сообщил, что у него все хорошо, он всех нас любит и видит во сне.

Отец Кристины, родной брат Александра Олейника Валерий рассказывает нам об ужасах плена:

- Поначалу с братом мог говорить раз в неделю по телефону. Он попал к боевикам "ДНР", среди которых был российский солдат. В свое время они с Саней вместе воевали в Израиле. Поэтому тот, хоть они оказались по разные стороны фронта, давал свой телефон позвонить родным.

- Никогда не забуду, Санька рассказывал, как вывозили их в поле на расстрел, а перед этим мучили, пилили напильником зубы. Так, психологическими пытками, они заставляли наших ребят поверить, что их Украина кинула, они никому не нужны и лучше им перейти в российскую армию, - сжимая кулаки, рассказывает Валерий.

Мать Александра Олейника Татьяна Марковна в руках сжимает огромный букет с синими и желтыми хризантемами. Женщина, из-под платка которой видны пряди седых волос, время от времени смотрит на поле аэродрома, где скоро должен приземлиться самолет с ее сыном.

- Уже не выдерживаю, - отвечает обессилено Татьяна Марковна. – Эти минуты настолько тяжелые, кажется, не доживу. Час назад, когда сыночка уже обменяли, услышала его родной голос по телефону и буквально в ту же минуту потеряла сознание. Только помню, как он сказал: "Мамочка я уже на своей земле!".

"Признаюсь в любви"

- Я тебя не отпущу… Нет, лучше так - милый мой, родной, я люблю тебя, - тихо шепчет молодая женщина. Наверное, выбирает слова, которые скажет мужу...

Игоря Ирина ждет из плена более двух лет.

- Я так волнуюсь, что, наверное, просто в обморок упаду, когда его увижу. Но перед этим постараюсь сказать, как я его сильно его люблю. Все остальное - будь как будет, - объясняет нам девушка.

Изначально в аэропорт "Борисполь" пленных обещали доставить к 18.00 - 19.00. Но самолет задержался в Харькове, куда вертолетами доставили часть освобожденных и где президент давал пресс-конференцию. Поэтому в столицу добрались только начало первого ночи.

На посадочной полосе приземляются два огромных самолета. Один – грузовой Ил-76, в нем освобожденные из плена украинцы. Второй – пассажирский, из него вышли президент Петр Порошенко, министр обороны Степан Полторак, представитель Украины в Трехсторонней контактной группе Ирина Геращенко, Полномочный посол Франции в Украине Изабель Дюмон, бывший пленный Владимир Жемчугов с женой Еленой

Спустя пару минут на аэродроме появляюся и сами освобожденные. Одни, гражданские, одеты в синие фуфайки и джинсы, другие, военные, - в камуфляже. Несмелые первые шаги, некоторые прикрывают рукой глаза от света ярких прожекторов, другие в толпе за оградой пытаются рассмотреть родных.

"Кажется, еще сплю"

- Сыночек мой, - не дождавшись окончания поздравительной речи президента, бросается обнимать сына мать Николая Герасименко. – Слава Богу, дождалась...

Вслед за ней бегут родственники остальных освобожденных.

- Мамочка, я живой, и здесь, с тобой, - успокаивет рыдающую мать бывший военнопленный, по щекам его текут слезы.

Это 23-летний Тарас Гапяк из Борислава Львовской области. В плену в Луганске провел около года. По словам Тараса, накануне АТО он пошел на срочную службу. После начала военных действий на Донбассе подписал контракт и отправился служить на Донбасс.

- Мне кажется, что я еще сплю. Поверить не могу, что я уже на воле. Там было страшно. Подвал комендатуры, в котором всегда темно, нет окна. В одиночке провел 8 месяцев, - вспоминает солдат.

Тарас уточнил – в плен попал в Попасной. Вечером пошел на разведку с товарищем, в результате заблудились и попали к боевикам.

- Это было в ночь с 24 на 25 марта 2016-го. Попали в плен с другом к донским казакам. Маме сразу не признался, что попал в плен. Сказал, что потерял телефон.

О обмене пленными наш собеседник узнал накануне своего дня рождения, 3 октября 2017-го.

- Мне смотрители в тот день дали маленькое радио, новости послушать. Я нахожу украинскую радиостанцию, точно не помню какую. Тогда услышал, что будет обмен. Из сообщения понял, что могу в списки попасть, - вспоминает Тарас.

Солдат говорит – после реабилитации планирует вернуться в АТО:

- Приду в себя после пережитого ужаса, а затем, пусть мама простит, отправлюсь дальше на службу. В АТО осталось много друзей. Еще до всех этих событий я планировал быть военным.

Освобожденным прямо в аэропорту выдали денежную помощь в конвертах - около 20 тысяч гривен. Об этом "КП" в Украине" сказал 22-летний солдат Валентин Богдан.

- Уже посчитал, сколько нам дали, 19 500, - сказал Валентин. – Это маленький взнос в бюджет нашей молодой семьи.

После встречи пленных отправили в больницу Феофания и госпиталь на медицинское обследование.

ДОСЛОВНО

"Это какое-то чудо! Мы еще утром ели баланду!"

Сразу после обмена освобоженных украинцев на 9 вертолетах перевезли в Харьков.

Первая тройка зашла на посадку около 21:30. Этого момента в Харькове ждали с нетерпением – прилет бывших пленных все смещался и смещался во времени. Когда последний геликоптер разместился на взлетной полосе, бывшие пленные, держа в руках сумки с нехитрым добром, направились к встречающим. На их лицах – смирение и усталость, но вместе с тем вполне объяснимое умиротворение: уже через несколько часов они увидят и обнимут своих жен, детей и родителей.

Официальная часть оказалась не короткой – длинные речи, наполненные эмоциями и обещаниями, сменяли друг друга одна за другой. Присутствующие замирают, когда слово дают ученому из Донецка Игорю Козловскому – в плену у боевиков он пробыл 2 года. Козловский говорит, как на духу – о любви и свободе.

- Мы вернулись! Я чувствую в своем сердце счастье и то, что поэт называл чувством единой семьи. Нас объединяет не только эта земля, этот воздух, не только наш общий труд, но и наше желание сделать так, чтобы каждый из нас был свободным. Мое сердце сейчас поет, поет песню любви к народу Украины. Мы прошли через страдания, пытки, боль, болезни, и главное – через моральное и психологическое давление, но мы постоянно чувствовали любовь нашего народа, любовь людей, которые молились о нас, которые сражались за нас. И я люблю вас, - признался Игорь Козловский.

"1215 дней плена"

Харьковчанин Алексей Кириченко выглядит очень собранным, говорит четко, почти без эмоций. Признается, что еще не пришел в себя: в плену "ДНР" мужчина провел больше 3 лет, потом уточняет – 1215 дней. Его родные приехали в аэропорт около 17.00 – женщины были очень взволнованы и говорить со СМИ не захотели. Жену Алексей обнимает прямо на взлетной полосе, потом берет слово.

- Это какое-то чудо! Я еще не совсем адекватен. Я не совсем понимаю, что происходит, потому что мы, все пленные, которые сидели в Макеевке, еще утром ели баланду. Затем 6 часов сидели в автозаке. Очень трудно поверить, что это все происходит на самом деле, - говорит освобожденный.

Алексей рассказывает, жизнь многих людей плен изменил кардинально – иногда и в лучшую сторону: именно в неволе многие отказывались от вредных привычек, проявляли таланты и находили Бога.

- Я видел, как трудности помогают людям раскрыться. Я видел ребят, которые своими молитвами создавали чудо. Вы знаете, у нас очень много ребят там бросили курить. Они взялись за физкультуру. Я видел людей, которые начали писать просто стихи. Кто-то начал заниматься иностранными языками, - говорит Кириченко.

На его плечах украинский флаг. Уже после официальной части, когда остальные освобожденные быстро зашагали к самолету, не оглядываясь, Алексея окружили журналисты: вопросов много, мужчина отвечает уставшим голосом.

- Иногда у нас была возможность слушать радио, и доходили слухи, что из Макеевки уедут все. Что такое тюрьма? Это люди, которые работали в Украине в пенитенциарной системе, а потом просто решили сохранить работу. В основном это политизированные люди, для нас это было удобно – они просто выполняли свою работу. Первые год-два тяжелые периоды были, но спасибо Богу, пережили. Мне сложно понять, почему нас так долго не меняли – зачем меня было держать, я не понимаю...

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Во время обмена одна женщина отказалась возвращаться в Украину

Возможны ли новые договоренности после обмена пленными