Начинал со съемок документалок и детских фильмов
Детство и юношество Константина Бромберга прошло в Харькове. По окончанию школы будущий режиссер переехал в Москву, где работал корреспондентом агентства печати "Новости", снимал репортажи на Воркутинской студии телевидения и параллельно учился во ВГИКе на сценариста. Его первыми картинами были документалки, в частности, "Сказание о русской земле" и фильмы о деятелях искусства и героях войны.
Свой первый художественный, хоть и короткометражный фильм "Длинный день Кольки Павлюкова" Бромберг снял вместе с коллегой-сценаристом Валентиной Малиновской. По словам продюсера киноленты Светланы Павловой, тогда еще никому не известный режиссер был настолько наивен, что в перерывах между дублями его разыгрывали и актеры, и часть съемочной группы.
- Режиссер Костя Бромберг купил новые ботинки, а старые выкинул. Алла (актриса Алла Ларионова – Авт.) увидела и говорит: "Давай его разыграем!". Подобрали мы с ней Костины ботинки, упаковали их и ленточкой перевязали. И пошли в ресторан, куда в ожидании самолета отправилась вся наша группа. Там Алла подозвала официанта, протянула ему сверток с ботинками: "Передайте, пожалуйста, человеку за тем столиком". Бромберг получил подарок, развернул, и у него глаза на лоб полезли. Озирается по сторонам и ничего не понимает, - рассказывала продюсер в журналу "7 дней".
Тогда картина не принесла режиссеру большого успеха, а свой следующий фильм "Был настоящим трубачом" Бромберг снял лишь через пять лет.
Снимал актеров-новичков
Всесоюзную популярность Бромберг получил в 1982 году после выхода картины "Приключения Электроника". В нем главные роли исполнили непрофессиональные актеры братья-близнецы Владимир и Юрий Торсуевы. Отыскать того самого Электроника и Сыроежкина оказалось не так-то просто. В поисках подходящего типажа ассистенты режиссера объездили всю страну, но ни одна из пар-близняшек для съемок не подходила.
|
- Однажды стоял мороз под 40 градусов, и, кроме братьев [Владимира и Юрия] Торсуевых, на встречу никто не пришел, - рассказала второй режиссер картины Юлия Константинова в “Комсомольской правде”. - Привела их мама. Они что-то прочитали, сыграли на гитаре, спели. И хотя на главные роли мы планировали мальчиков помладше, но утвердили все же 12-летних Торсуевых. Юра на пробах стал Электроником, а Володя - Сыроежкиным, но что-то не получалось. Тогда режиссер поменял их местами.
Роль Майи Светловой также досталась Оксане Алексеевой случайно. Она выпросила ее у оператора картины Константина Апрятина прямо на съемочной площадке после нескольких проб. До Алексеевой главной претенденткой на эту роль была уже прославившаяся Красная Шапочка Яна Поплавская. Однако та, увидев сценарий, отказалась от участия в проекте.
Намучались с детьми и костюмеры. Из-за того, что во время съемок братья Торсуевы быстро росли, им дважды перешивали школьные костюмы. А кадры с другими повзрослевшими персонажами приходилось вырезать при монтаже.
Сразу после премьеры создатели и актеры фильма получили от зрителей около 80 тысяч писем, стала модной порода собак эрдельтерьер, все повторяли фразу "Где у него кнопка?", а песню "Крылатые качели" напевали почти в каждой советской семье.
Боролся с цензурой
После успеха детской комедии худсовет дал “зеленый свет” еще одному проекту Бромберга “Чародеи”. Но при одном условии: картина должна выйти на экраны в новогоднюю ночь 1983-го.
По словам режиссера, из-за сжатых сроков сценарий повести Аркадия и Бориса Стругацких переделывался несколько раз, но отснятый материал все равно поддался жесткой цензуре. В частности, худсовет вырезал ценные для авторов куски с говорящим котом, чтобы избежать ассоциаций с Бегемотом из романа Булгакова” Мастер и Маргарита”. Не устроила их и кандидатура актера Александра Абдулова, который сыграл роль Ивана. Вместо него худсовет настаивал на Сергее Проханове, известном по фильму “Усатый нянь”.
- Я пошел на хитрость: начал снимать проходы Проханова без крупных планов. А параллельно выбивал в картину обаятельного Абдулова, - рассказывал Бромберг.
Также разразился скандал из-за названия института, где по сюжету происходили события. В повести аббревиатура Научно-исследовательского института чародейства и волшебства читалась, как НИИЧАВО. В сценарии ее заменили на НУИЧМО, что сразу не понравилось худсовету. Путем уговоров сошлись на нейтральном названии - Научный Универсальный Институт Необыкновенных Услуг (НУИНУ).
Скандалам с правительством СССР ничуть не уступали съемки вышеупомянутых картин. По словам Бромберга, его команда не раз видела привидения, а однажды даже НЛО.
- Когда снимали в Суздале эпизод, как Иван проходит сквозь стены, над нами завис НЛО, который видели все! Снимали мы большой камерой для комбинированных съемок, она тяжеленная, и, пока мы ее задирали, НЛО исчез. Нам удалось заснять лишь уход этого объекта, - вспоминал Бромберг.
|
После эмиграции в США забросил кино
После выхода на экраны “Чародеев” Бромберг создал несколько выпусков юмористического журнала "Ералаш и делал рекламу для американской телекомпании CNN. В начале 90-х он планировал снять продолжение полюбившейся новогодней картины, действия в которой разворачивались бы в наши дни. Фильм так и не был снят из-за отсутствия финансирования.
|
По задумке авторов, ряд бизнесменов и олигархов приходят в институт с просьбой продать им волшебную палочку. Тогда руководство НУИНУ принимает решение вернуться в прошлое.
В начале 2000-х Бромберг эмигрировал с семьей в США. По словам режиссера и сценариста Михаила Идова, который первым сообщил о его кончине, Бромберг после переезда забросил кинематограф.
- В США Бромберг ничем связанным с кино не занимался и, кажется, даже не пытался, просто жил; одно время, помню, грезил какими-то удивительными планами передвижного музея с копиями мировых шедевров (кстати, идея эта, как я только сейчас понимаю, была вовсе не бредовой — см. все эти мультимедийные выставки с видеомэппингом, гастролирующие по всему миру, - написал Идов.
Близкий друг режиссера, гендиректор журнала "Ералаш" Борис Грачевский сообщил, что он переехал в Америку из-за невозможности снимать свое кино.
- Он уехал в Америку очень давно, и я понимаю, почему он это сделал. Он доказал, что плохо не снимет, но ему не давали работать над тем, над чем он хотел работать. Очень обидно. В нем было много энергии, много общенародного", — сказал Грачевский в интервью .
О своей личной жизни Константин Леонидович никогда не рассказывал. В Америке он жил с супругой и единственной дочерью.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ