Журналисты тогда критиковали «Чародеев» и не прочили им долгую славу. Например, в газете «Труд» в январе 1983 года писали, что «чувства большого удовлетворения, глубокого следа в памяти премьера не оставила». Однако картина выдержала многолетнюю проверку, и сегодня по-прежнему зрители смотрят ее с улыбкой.
Подвешенного Светина чуть не забыли
Студией производства ленты считалась Одесская киностудия. Однако съемок в Одессе было мало. Снимали лишь летом 1982-го в павильонах. Зато какие кадры! Проход через стены Абдулова и Виторгана, полет Александры Яковлевой на метле, эпизод в купе с Михаилом Светиным…
- Когда играли эпизод в купе с Иваном Пуховым, меня подвешивали на ремнях, которые жутко резали тело, - вспоминает Михаил Светин. - Меня поднимали чуть не к потолку, чтобы сделать маленьким. Однажды группа ушла покурить, а про меня забыли. Я висел и орал, перепугался насмерть.
|
- Избушку, которая ходила ходуном от экспериментов Саши Абдулова с волшебной палочкой, снимали в Суздале, - вспоминает Эммануил Виторган. - Там была задействована специальная киношная техника: мы со Светиным только делали вид, что под нами все разваливается.
Фарада уснул прямо на ходу
Режиссер картины Константин Бромберг сказочный эффект и смех не ставил на первое место. Он говорил тогда одесским журналистам, что снимает лирический фильм и будет рад, если кому-то на миг взгрустнется, так как цели рассмешить нет. Но вышло так, что зрители смеются. А актеры с улыбкой вспоминают все казусы.
Рассказывают, как-то Фарада перед камерой брел по коридору в поисках выхода из НУИНУ и вдруг упал лицом в пол. Когда оператор подошел к нему, тот... спал! А в другой раз актер реально заблудился в телецентре, его на площадку привел милиционер. Тогда-то он и предложил включить в фильм фразу: «Ну кто так строит?!» Кстати, за эту реплику комендант телецентра сильно обиделся на режиссера и отобрал у него пропуск.
- Вообще наши съемки сопровождала мистика, - рассказывает Бромберг. - Когда снимали в Суздале эпизод, как Иван проходит через стены, ждали звездной ночи. Наконец она наступила, начали работать, и вдруг над съемочной группой завис НЛО, его все видели. Но пока настраивали камеру, НЛО исчез.
Вицин плакал, когда узнал, что кота «зарезали»
Цензура искромсала «Чародеев», с огорчением признался «КП» Константин Бромберг. Больше всего жаль говорящего кота, от которого осталось лишь возгласы: «хам» и «ура».
|
А на самом деле кот подходил к Ивану, который намеревался куда-то идти, терся об ноги и пре-
дупреждал: «Не советую - съедят!» Или говорил Ивану: «Ну пойди же и поцелуй ее!» Иван топтался: «Я боюсь». На что кот отвечал: «Боже мой, ну совершенно утратили естественные инстинкты!» - и толкал его головой. Потом он просил у Шемаханской отпуск в марте, залезал на крышу, когда Сатанеев сидел на коньке, беседовал с ним и даже двинул ему по морде. И всю эту красоту вырезали только потому, что цензура опасалась ассоциаций с котом Бегемотом у Булгакова!
На роль кота пробовались 18 питомцев. Взяли раскормленного, очень домашнего кота, которому было достаточно лизнуть сметаны, и он начинал «артикулировать» (облизываться, что со стороны выглядело, как бесконечная речь) - оставалось лишь озвучить его. Говорил за кота Георгий Вицин. Но когда он увидел, что осталось в фильме, позвонил режиссеру и рыдал в трубку!
Крылатые фразы
|
КСТАТИ
Первый в СССР брачный контракт составили чародеи
Алена Санина (Александра Яковлева) и Аполлон Сатанеев (Валентин Гафт) свои обязательства друг перед другом изложили на бумаге. К сожалению, советские телезрители не могли прочитать, что же написано в документе - кадры слишком быстро сменялись. А теперь с помощью покадрового просмотра на обычном DVD сей брачный контракт стал достоянием гласности. Итак, чего же требовала ведьма?
1. Сафари
2. Лицензию на отстрел экзотических животных
3. Путешествие в Рим, Париж и Токио
4. Перевод на должность замдиректора по науке
5. Пятикомнатную квартиру
6. Дачу за городом
7. Собственную машину
8. Переезд в Москву
9. Приобретение второй молодости
Сегодня этими желаниями мало кого удивишь, но тогда квартира-машина-дача были пределом мечтаний среднестатистического советского человека.
БЫЛО ДЕЛО
|
Чуть не заморозили лыжника
- Фильм начали снимать в Суздале с проезда тройки лошадей. Послышалась команда: «Мотор!» - тройка помчалась, и вдруг мы видим, что как раз на пригорке, откуда ни возьмись, появился лыжник, - вспоминает режиссер Бромберг. - Кричим ему в рупор: «Ложись, сейчас здесь будут стрелять!» Лыжник лег. Проезд сняли, кадр получился, и мы, довольные, объявили перерыв. Вдруг слышим жалобный крик: «Когда же будут стрелять?!» Оказывается, бедный лыжник как лег, так и лежал, совершенно задубев. Мы про него забыли. С извинениями налили ему сто грамм для сугрева.