Нужно ли разрешать употребление алкоголя за рулем?

Нужно ли разрешать употребление алкоголя за рулем?

Комментарии: 12
Сегодня инспектор на месте может определить, есть ли алкоголь в крови водителя. Количество промилле покажет лишь лабораторный анализ.

- Как? ГАИ хочет разрешить пьянство за рулем? - негодовали потенциальные пешеходы. 

 - Это сколько же нужно выпить до озвученных 0,3 промилле в крови? - обсуждали на сайтах водители. 

Чтобы успокоить читателей, да и самим разобраться в ситуации, мы решили организовать в рамках дискуссионного клуба «Комсомольской правды» в Украине» круглый стол на тему «Нужно ли разрешать употребление алкоголя за рулем?». Дискуссия получилась острой… 

НИКТО НЕ ПРЕДЛАГАЛ ПИТЬ, СКОРЕЕ НАОБОРОТ - СОБИРАЛИСЬ БОРОТЬСЯ С ПЬЯНСТВОМ

Мы сразу же предложили расставить все точки над «і» заместителю начальника департамента ГАИ МВД Украины Сергею Буднику. 

Сергей Будник: - Когда была озвучена инициатива законодательного урегулирования минимального содержания алкоголя в крови, никто не предлагал пить водителям. Ни для кого не секрет, что у нас достаточно случаев управления транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения. И ответственность, какая бы она большая ни была, не очень-то останавливает граждан. Мы против того, чтобы водители были пьяные. Мы всего лишь хотим определить эту минимальную норму, от который можно отталкиваться.
Анатолий Виевский: - Изначально ГАИ заявляла, что Минздрав против нововведения. Но тогда с нами этот вопрос даже не обсуждался! Соответственно не имела места и формулировка вопроса: мы хотим разрешить людям, чтобы они пили за рулем… Я лично не могу назвать причины, почему человек должен пить за рулем.

Виталий РЕВА, глава Всеукраинской ассоциации автомобильных перевозчиков: - Если период штрафов люди уже пережили, то новое предложение ГАИ встретили с непониманием, так как со стороны водительской общественности никто не предлагал новых норм и не просил об их введении.

И потом, не водителей нужно спрашивать, нужна ли такая «демократизация», - вы придите в травматологическое отделение и поинтересуйтесь у пациентов, выживших после «пьяных» ДТП, нужно ли такое нововведение.

Виталий Рева: - Известно, что у нас в Украине количество погибших, раненных в ДТП в разы больше, чем за рубежом. Поэтому предложение ГАИ мы встретили с непониманием…

Сергей Будник: - Изначально речь шла о том, чтобы дать возможность определять более точно: пьян водитель или нет. Но для этого нужен порог, минимальный уровень алкогольного опьянения, который можно было бы диагностировать определенными техническими приборами. На сегодняшний день мы пользуемся дедовскими методами. А применять новые средства у нас нет возможности - на это нет денег. Мы хотим исключить субъективный фактор - и наших работников, и медицинских. Но для этого нужны новые технические средства и основания к их применению. А инициатива была истолкована изначально неверно. 

Мирослава ЖДАНОВА, директор Департамента развития медицинской помощи МЗ Украины: - Сегодня оправданно было бы поставить вопрос: а готовы ли мы принять какую-то дозу алкоголя и остановиться?! Я думаю, что медицина все-таки на стороне того, чтобы у нас за рулем были трезвые граждане.

Мирослава Жданова: - Я поддерживаю коллег из Министерства внутренних дел. Но этот вопрос требует урегулирования на законодательном уровне. Ведь если говорить с технической точки зрения, то любой слабоалкогольный и тем более крепкий напиток будет иметь разное действие в каждом конкретном случае индивидуальной переносимости алкоголя. Да, сегодня это должно быть урегулировано на законодательном уровне, и для начала нужно провести обсуждение, обговорить сам норматив. 

Алексей Мочанов: - Я работал в ГАИ в 1989-1992 гг. Тогда пьяными ловили 30-35 человек в день. Сейчас таких, наверное, не меньше, а может, и больше. Я двумя руками за то, чтобы, по опыту других стран, мы не разрешали пьяным садиться за руль. Но давайте сначала определим, что такое алкогольное опьянение, как это сделано в других странах.

ИНОСТРАННЫЙ ОПЫТ ХОРОШ, НО НЕ ВСЕГДА ЕМУ НАДО СЛЕДОВАТЬ 

Поясняя суть предстоящего нововведения, гости дискуссионного клуба постоянно ссылались на опыт других стран. Причем вспоминали не только позитив, но и недостатки этой нормы, которая в каждой стране индивидуальна (смотри инфографику). Свой зарубежный опыт и знание национальных традиций продемонстрировал участникам клуба известный гонщик и телеведущий Алексей Мочанов. 

Алексей Мочанов: - Когда мы говорим об опыте стран, в которых развит автомобилизм, а это Прибалтика, Скандинавия, Америка, Франция, Испания, Германия, следует сказать, что в каждой из них уже установлена норма промилле. К примеру, в Швеции и Финляндии норма - 0,2, но там примерно 85% всех аварий заканчиваются смертельным исходом. 

Хочу также добавить, что некоторые страны допускают достаточно высокую долю промилле, к примеру, в США норма - 0,8, а в некоторых штатах - и единица. Лично я бы в таком состоянии за руль не сел. 

Анатолий Виевский: - Не надо думать, что в мире есть какой-то определенный норматив, приемлемый для всех. 0,8 - это скорее не образец для подражания, а повод почесать затылок и задуматься, нужна ли нам такая норма. Мир все время ищет, как бы усовершенствовать эту процедуру. Ведь большинство стран вообще не поддерживают идею полутрезвого управления транспортом. А иногда то, что принято правительством, не является отражением позиции всего населения. 

Я был свидетелем, когда в Великобритании алкогольная промышленность «показала мускулатуру» и добилась увеличения нормы с 0,4 промилле до 0,5, что абсолютно бессмысленно. При таком количестве алкоголя в крови водитель как был пьян, так и остался. 

Но в то же время есть страны, которые за основу берут абсолютный ноль. К примеру, Бразилия. У нас ситуация та же, только норма не прописана в законе. И такой норматив для работы на дороге нужен. 

А ТАК ЛИ УЖ ПЛОХА НЫНЕШНЯЯ СИСТЕМА?

Алексей ЛИПИРИДИ, член совета автомобилистов и перевозчиков при Кабинете министров Украины: - На сегодня в Киеве лабораторий, в которых могут определить количество алкоголя в крови, всего две. И если врач решил «сделать» тебя пьяным - альтернативную проверку пройти негде.

Мы попросили пояснить алгоритм нынешней системы определения алкогольного опьянения в Украине (смотри инфографику). Как пояснил представитель ГАИ, главное тут - цвет вещества в стеклянной трубочке. Если вещество становится зеленым, значит, алкоголь в организме присутствует. Если цвет не меняется, то вы - трезвы на все сто. 

Сергей Будник: - У нас на сегодняшний день принято постановление Кабмина о порядке проведения освидетельствования на алкогольное, наркотическое и другие виды опьянения. В постановлении предусмотрено применение технических средств. Но поскольку у нас их нет из-за нехватки финансирования, то пользуемся дедовскими методами (проверяем реакцию водителей), которые могут дать лишь один ответ: пьяны вы или нет, но никак не точный показатель промилле в крови.

Поэтому дальше водителя везут на медицинское освидетельствование. И это тоже расход как времени, так и денег. Мы снимаем наряд практически на 2-3 часа с работы, потом автомобиль отвозим на штрафплощадку…

Алексей МОЧАНОВ, телеведущий, автогонщик: - Обсуждение этого вопроса имеет изначально неправильный посыл. Людям не разрешили пить за рулем. По-прежнему ГАИ будет наказывать тех, кто выехал на дорогу подшофе. Но все-таки самый важный вопрос - что такое алкогольное опьянение?

Алексей Мочанов: - Хочу дать маленький совет водителям: если вы реально выпили кружку пива и вас остановила ГАИ, можно просто потянуть время. Например, потребовать провести осмотр квалифицированным врачом, и не в дорожных условиях, скажем, на капоте милицейской машины, а в больнице. За время, пока вы доедете на место, а это как минимум 2 часа, результат обследования уже будет совершенно другой. 

«КП»: - Какой смысл тогда использовать трубочки на дорогах?

Сергей Будник: - Водитель может, конечно, отказаться от освидетельствования, но за это предусмотрена такая же ответственность, как и за то, что он пребывает в состоянии алкогольного опьянения. Следуя инструкциям, мы везем его к доктору, который и дает окончательное заключение. 

Алексей Липириди: - Ситуация, в которой я оказался прошлой осенью. Я был за рулем и абсолютно трезв, со мной рядом - выпивший друг. В три часа ночи в центре Киева нас остановил госавтоинспектор. Инспектор попросил, чтобы я дыхнул в трубочку, я отказался. Мне предложили проехать в лабораторию, которая находится на улице Семьи Хохловых, чтобы проверить алкоголь в крови, - на что я согласился.

После непродолжительного разговора, суть которого сводилась к тому, что врач мне говорил: «Признавайся - ты пьян» - а я его убеждал, что принимаю антибиотики, поэтому не пью вовсе и уж тем более за рулем. И доктор сказал: ладно, на тебе две баночки для анализа мочи, вот туалет и, пожалуйста, в двух экземплярах.

Он даже не потрудился закрыть баночки, подписать моей фамилией и поставить печать. 

На мой вопрос: а что помешает долить в них 100 грамм водки и утверждать, что я был в стельку пьян? - мне ответили, мол, остальное тебя не касается, так что ставь баночки - и топай отсюда, чтоб без скандала… 

Сергей Будник: - Конечно, было бы лучше еще на месте получать более точные показатели. Но для этого нужны новые технические средства, которые давали бы возможность более аргументированно предъявлять водителю данные о его состоянии. 

Стоимость профессиональных алкотестеров - от 500 до нескольких тысяч долларов. В ГАИ озвучивали сумму, необходимую для перехода на новое оборудование, - 30 миллионов гривен. 

Не только нас, но и других участников круглого стола заинтересовало: а на какое оборудование ориентируется отечественное МВД и гарантирует ли оно точность показателей?

Сергей Будник: - Сегодня существует множество алкотестеров как отечественного производства, так и российского, белорусского, немецкого. Есть определенные расценки, которые вывели нас на данную сумму в 30 миллионов гривен. 

«КП»: - Автор книги «100 аргументов против штрафов ГАИ» Вадим Караваев пишет, что даже самые современные алкотестеры можно подкручивать, подвинчивать и таким образом влиять на результат измерения. Это так?

Сергей БУДНИК, замначальника департамента ГАИ МВД Украины: - После того как инициатива ГАИ была озвучена, возникло много кривотолков, что мы чуть ли не разрешаем пить за рулем. Ничего подобного! Мы предложили установить минимальный уровень алкоголя в крови, чтобы можно было более аргументированно предъявлять водителю данные о его состоянии.

Сергей Будник: - Согласно нашему законодательству эти алкотестеры должны будут пройти соответствующую сертификацию, а после их апробируют. И тот, кто проводит сертификацию, гарантирует, что прибор работает в соответствии с его техническими характеристиками. Если эта аппаратура узаконена, то вопрос «Можно ли что-то подкрутить в алкотестере?» - снимается автоматически. 

Анатолий Виевский: - Выдумать систему, которая бы абсолютно исключала возможность мошенничества, невозможно. Чтобы не допустить недостоверности показаний, прибор нужно пломбировать, проводить необходимые проверки, наказывать нарушителей, что, собственно, и происходит повсеместно. 

СКОЛЬКО ПРОМИЛЛЕ НУЖНО УКРАИНСКОМУ ВОДИТЕЛЮ 

Пресловутые 0,3 промилле стали отдельной темой обсуждения. Интернет пестрит таблицами и формулами, как высчитать нужную норму после употребления минимальной дозы алкоголя. Да и факт уже доказан - алкоголь есть в крови у каждого, даже абсолютно трезвого человека. 

Анатолий Виевский: - Эндогенный алкоголь, который есть в организме каждого человека, и тот, пары которого мы выдыхаем, не имеют никакого отношения друг к другу. Даже если у вас естественный уровень алкоголя в крови 0,4 промилле, на алкотестере этот результат не отразится. 

Анатолий ВИЕВСКИЙ, главный внештатный специалист МЗ Украины, директор украинского медицинского и мониторингового Центра по алкоголю и наркотикам: - Не водителей нужно спрашивать, демократично ли разрешить им пить пиво! Вы пойдите в травматологию и поговорите с выжившими после «пьяных» аварий. И обнаружите на 100 процентов совсем иную позицию.

«КП»: - Насколько можно доверять всевозможным формулам, которые позволяют самостоятельно подсчитать промилле в крови?

Анатолий Виевский: - Теоретически эти формулы действуют. Но не стоит забывать: у каждого организма своя переносимость алкоголя. Кто-то в субботу выпил на даче с друзьями под шашлык, но в понедельник все еще не может сесть за руль. А кто-то уже после обеда в воскресенье может спокойно садиться за баранку. Смешно рассчитывать, что каждый конкретный человек может получить бумажку от ГАИ, где сказано, что ему можно выпить 0,5 пива или бокал вина. 

Кроме того, озвученная норма 0,3 не является окончательной. Для меня эта цифра вообще стала неожиданной. 

Сергей Будник: - Я думаю, что с Министерством здравоохранения мы придем к какому-то алгоритму действия и установим допустимый порог. Но при этом зафиксируем определенную процедуру признаков этого состояния. 

Говорить о том, что этот порог составит 0,3 промилле, пока достаточно сложно.

Виталия Рева: - Я бы хотел сказать отдельно о водителях общественного транспорта. По-моему мнению, у профессиональных водителей норма должна быть однозначно 0 и никак иначе. 

Фото Максима ЛЮКОВА и Александра ФАДЕЕВА

НОВШЕСТВО

На сегодняшний день вопросы, связанные с разрешенной нормой уровня алкоголя в крови водителей, пока задвинуты в дальний ящик. По словам представителя ГАИ, переход на новые технологии состоится, как только найдут деньги. Минздрав же предлагает для начала испытать алкотестеры в пробном режиме. 

Между тем это не единственная совместная инициатива ГАИ и МЗ для водителей. Как рассказали нам представители двух министерств, ныне они совместно разрабатывают специальную инструкцию для «пьяных водителей». В документе будут подробно расписаны полномочия инспекторов и схемы его действий: как определить признаки опьянения, какие обязанности у врача и как можно обжаловать уже принятое решение. По словам Анатолия Виевского, уже готов рабочий вариант. Возможно, в нем есть ответы и на те дополнительные вопросы, которые возникали у участников дискуссионного клуба.

- Сейчас мы обсуждаем с коллегами, как определить признаки опьянения, включая характеристики, которые будут установлены законодательно. Речь идет в том числе и о профилактических действиях, - рассказал Анатолий Виевский во время круглого стола. 

Еще один пункт этого документа - увеличение числа медиков, которые смогут осмотреть водителя, если его состояние вызывает вопросы. На сегодняшний день таких точек слишком мало. В будущем планируется привлекать врачей из приемных покоев, которые порой и без того занимаются диагностикой опьянения. 

Профессиональный алкотестер не есть панацея от всех бед, признают в ГАИ. И если водитель даже с выводами такой техники будет не согласен, придется ехать за помощью к врачам. 

ЦИФРЫ

ГАИ: Ежедневно в Украине происходит больше десятка ДТП по вине пьяных водителей

Такую статистику обнародовал представитель ГАИ во время дискуссионного круглого стола. По словам Сергея Будника, официально уже в этом году было зафиксировано почти 3,5 миллиона нарушений правил дорожного движения. Из них 184 тысячи - управление автотранспортом в состоянии опьянения. 

При этом каждый день в Украине около 14 ДТП, происходящих по вине пьяных водителей, заканчиваются травмами или смертью. 

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт