Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
19 апреля
Загрузить еще

Митрополит ВЛАДИМИР: «В том, что сегодня называют демократией, нет подлинной свободы»

Митрополит ВЛАДИМИР: «В том, что сегодня называют демократией, нет подлинной свободы»

По всей видимости, Блаженнейший Владимир бодр и доволен жизнью. Наша встреча с ним состоялась в митрополичьей резиденции на территории Киево-Печерской лавры. В этот день были именины у сотрудницы митрополии, монахини Николаи. И в особняке то и дело появлялись роскошные букеты роз «для матушки».

«Подождите, его Блаженство почивают»

Несмотря на то что корреспондент «КП» прибыл в резиденцию вовремя, встречи с ее хозяином пришлось подождать полчаса. В предбаннике поговаривали, что владыка не спал всю ночь, поскольку накануне провел неделю в Петербурге, а затем пробыл два дня в Луганске. «Подождите, его Блаженство почивают», - сказали послушники. Естественно, поездки утомили пожилого человека. 

Я переминался с ноги на ногу в приемной митрополита. Вдруг в кабинете послышались его неторопливые шаги и знакомый, дрожащий голос. С первых же слов владыка развеял слухи о том, что слаб. Когда я пообещал не отнимать слишком много времени, он парировал: 

- Ради Бога! Давайте беседовать сколько угодно! Чувствую себя хорошо! По-стариковски, - добавил, смеясь.

И действительно, во время разговора Блаженнейший так бодро, ясно, не упуская деталей, вел беседу, что заранее запасенное мною снисхождение к его возрасту не пригодилось.

«С Филаретом случилось большое горе…»

Мы заговорили об итогах празднования 1020-летия Крещения Руси в Киеве и в Константинополе.

- На днях вы посетили Стамбул, где участвовали в совместной Литургии архипастырей. Насколько важна была эта поездка? 

- Такое собрание - редкий случай в жизни поместных православных церквей. Оно продемонстрировало, что мы единая православная церковь. А наше участие в этом собрании еще раз засвидетельствовало, что Украинская православная церковь - неотъемлемая часть вселенского православия. 

- Можно ли утверждать, что Филарет* окончательно проиграл русскому православию и со Вселенским патриархом Варфоломеем не договорится?

- Делать такие прогнозы у нас нет оснований. Что значит: проиграл или выиграл? То, что случилось, - большое горе. Нам нужно не радоваться тому, что человек остался вне Церкви, а молиться, чтобы Господь указал путь к его возвращению в спасительное лоно Матери-Церкви.

И что значит «договариваться»? Нужно найти в себе силы смириться перед Вселенским православием...

«У святой Матери-Церкви не может быть просчетов»

- В Послании иерархов в Стамбуле идет речь об отношении Церкви к науке. На какие научные эксперименты Церковь ни за что не даст свое благословение?

- Церковь не может и не собирается заменять науку, но она говорит о моральных проблемах, связанных с наукой и медициной, а также о границах научного познания и ответственности науки перед человечеством. Церковь однозначно высказалась против клонирования и эвтаназии. 

Что касается трансплантации, то развитие данной области медицины порождает определенные нравственные проблемы. Церковь считает, что человеческие органы не должны быть предметом купли-продажи. И не должно спасение жизни одного человека совершаться за счет лишения жизни или здоровья другого.

- В тексте Послания есть слова, свидетельствующие, что Церковь признает свои ошибки: «Православные христиане разделяют с другими религиозными и нерелигиозными людьми планеты ответственность за современный кризис, потому что они безрассудно попустительствовали злоупотреблениям свободы или примирялись с ними, не противостоя им достойно словом веры». В чем именно «безрассудство» православной церкви? 

- У святой Матери-Церкви просчетов быть не может, но вполне могут быть неверные поступки у людей, ее представляющих. Господь сказал: «Созижду Церковь мою и врата ада не одолеют ее», а с другой стороны - открыл апокалиптическую картину развития человеческой истории. Именно мы, живущие на земле люди, ответственны за то, что происходит, и Церковь разделяет эту ответственность со всем человечеством. 

«Дорогие машины священнослужителям дарят прихожане»

- Католичка может войти в храм с непокрытой головой, а протестанты уже давно венчают гомосексуалистов… Почему в православии так много сложностей с демократией?

- А разве вы не замечали: в том, что сегодня называют демократией, нет подлинной свободы? Подлинная свобода - это свобода от греха и страстей, а не рабство или попустительство греху. Что касается наших благочестивых традиций поведения в храме, то они только на расстоянии от Церкви кажутся сложными, а для того, кто решился войти в храм (пусть даже вначале без платка, накрашенной или в брюках), со временем они становятся естественными и необременительными. Так же, как естественным для посетителя театра костюм или вечернее платье, а для спортсмена - спортивный костюм. 

- Почему священники ездят на дорогих машинах, держат в руках роскошные мобилки? Ведь для духовных лиц роскошь - не главное!

- Девяносто процентов духовенства живет и служит не в столице, где и люди побогаче, и возможностей побольше, а в небольших городках и селах. И там они питаются с приусадебного участка, считают каждую копеечку и восстанавливают храмы в тяжелейших условиях. А машины и телефоны священнослужителям в основном дарят состоятельные прихожане. Для духовных лиц это не главное, они ездят на том, что подарили. 

«Духовные проблемы сейчас те же, что и 1000 лет назад»

- Часто ли вы лично исповедуете людей, и в чем чаще всего каются современные верующие?

- Как и всякий священнослужитель, я исповедую. Конечно, не так часто, как лаврское или приходское духовенство. А что касается духовных проблем современных верующих, то они те же, что и 10, и 100, и 1000 лет назад: недостаток любви к Богу и к ближнему, гордость, зависть, сребролюбие и нерадение о спасении души. Ибо как не изменились заповеди, так не изменились искушения и соблазны. Возможно, изменились внешние формы, но духовная жизнь в основе своей, как и душа человеческая, все та же.

- Сейчас появился термин «модная церковь». К примеру, в Киеве: Лавра, Выдубецкий монастырь, Ильинская церковь. Туда многие толстосумы вкладывают деньги, там очень дорогие венчания и крестины. Должно ли так быть? 

- Я бы назвал их - почитаемые народом монастыри и храмы. Тут многое зависит от древности места, от наличия святынь. Например, Ильинская церковь - храм, который упоминается еще до Крещения Руси, а Лавра с ее святынями в рекомендациях не нуждается. Ну а что касается дорогих венчаний и крестин, то это можно рассматривать и как свидетельство уважительного отношения к Богу и Церкви. Ведь не Церковь требует особых даров, украшения храма и самой церемонии, а люди так украшают внешнюю часть церковного таинства.

Фото Елены СТАРОСТЕНКО


*Филарет (в миру Михаил Денисенко) - глава УПЦ Киевского патриархата, некогда первоиерарх УПЦ, расколовший церковь по национальному принципу, сделав ее независимой от Русского православия, за что Синодом РПЦ был предан анафеме, лишен сана и отлучен от церкви. Пост Филарета ныне занимает Блаженнейший митрополит Владимир.


ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Митрополит Киевский и всея Украины Владимир родился 23 ноября 1935 года в с. Марковцы (Хмельницкая область) в семье крестьянина. Высшее богословское образование получил в Ленинградской духовной академии (окончил ее в 1962 году).

Через два месяца постригся в монахи. Рассказывают, что на такое решение повлияла внезапная смерть невесты. 

Митрополит возглавлял Звенигородскую, Ростовскую и Новочеркасскую, Черниговскую, Нежинскую и Переяслав-Хмельницкую кафедры. Являлся настоятелем прихода в Женеве.

Был патриаршим экзархом Западной Европы. Занимал пост управляющего делами Московской патриархии. После кончины патриарха Пимена занял второе место на выборах нового патриарха РПЦ. 27 мая 1992 года Архиерейским Собором Украинской православной церкви избран митрополитом Киевским и всея Украины.