28501
0
15 апреля
Загрузить еще

В Москве скончался Эльдар Рязанов

В Москве скончался Эльдар Рязанов
Фото: Эльдар Рязанов. Фото: Наталья НЕЧАЕВА

Вечером 29 ноября ушел из жизни советский и российский режиссер Эльдар Рязанов. Об этом сообщил Интерфакс со ссылкой на его близких.

- Эльдар Александрович умер в больнице сегодня ночью, предварительно - от сердечной недостаточности, - сказал собеседник агентства.

Рязанов попал в больницу 21 ноября. Тогда сообщалось, что он находится в обычной палате и необходимости переводить его в реанимацию нет.

Летом перенес инфаркт

В августе 2015-го Рязанова с инфарктом госпитализировали в кардиоцентр имени Бакулева. Повторно он обратился к медикам в сентябре. СМИ сразу же подняли тревогу, однако родные режиссера уверили, что это - плановый визит в больницу.

7 октября режиссер в очередной раз был госпитализирован в Первую Градскую больницу Москвы. Изначально о состоянии его здоровья было ничего неизвестно. Однако, через время медики сообщили, что он в полном порядке.

САМЫЙ НАРОДНЫЙ РЕЖИССЕР

Когда для серии "Великие советские фильмы" штаб "Комсомолки" собирал топ-сто главных картин национального проката, самым народным автором внезапно оказался не Гайдай (как по умолчанию предполагалось), а Рязанов. В первую сотню стопроцентной советской киноклассики без колебаний и разногласий попали сразу шесть его картин. Шесть квинтесенций народного духа, обязательных фрагментов национальной матрицы.

Русская работающая женщина - "Служебный роман".

Русское криминальное правдолюбство - "Берегись автомобиля".

Русская слабость к шальным деньгам - "Жестокий романс".

Эльдар Рязанов на съемочной площадке "Жестокого романса" с Ларисой Гузеевой и Никитой Михалковым. 1983 год. Фото: RUSSIAN LOOK

Задорная слава русского оружия - "Гусарская баллада".

Русский Новый год, в который происходит самая разная чертовщина, вплоть до волшебной встречи с польской панночкой - "Ирония судьбы".

Ну, и "Карнавальная ночь", куда без нее.

А ведь были еще "Гараж", "Вокзал для двоих", "О бедном гусаре", "Приключения итальянцев в России" - на вторую сотню, если б серию "Великих советских фильмов" продолжать. "Счастливый вы наш", сказал ему Гафт в финале "Гаража", протягивая шапку с черной меткой. В словах было много яда, но заспанный Рязанов его не заметил - и правильно.

Война закончилась через полгода после достижения им призывного возраста, брать не стали. Во ВГИК на режиссуру приняли из школы, чего не

практиковали ни до, ни после. Многократно хотели выгнать, но так и не выгнали. В профессию определил небожитель Пырьев, которого нахлобучили в ЦК за нехватку комедий, а под руку попался молодой выпускник-документалист - и еще упирался, но был обложен всякими словами и отправлен снимать "Карнавальную ночь".

"Гусарскую балладу" министерша культуры Фурцева закрывала за оболваниванье образа Кутузова, но дело решил короткий хвалебный очерк в приложении к газете "Известия" главного зятя страны. Фильм вышел в срок - к 150-летию первой Отечественной войны - и обогатил Россию образом поручика Ржевского.

Выигрышной оказалась и комплекция: толстяк с рупором в шапке с помпоном был столь фотогеничен, что Рязанова полюбили интервьюировать на съемочной площадке, а после и пригласили вести "Кинопанораму". Режиссеров в России не принято было знать в лицо - исключение составляли снимающие артисты (оба Быковых, Михалков) и ведущие "Кинопанорамы" Рязанов, Меньшов и Говорухин. Манеру обхватывать себя руками крест-накрест, зажав ладони подмышками, в дальнейшем много пародировали "Веселые ребята". Даже казавшийся жизненным крахом сусловский запрет на "Человека ниоткуда" (название на афише не понравилось) обернулся плюсом: фильм особенного прибытка не обещал, а слава гонимого автора внутри цеха дорогого стоила.

Гайдай ярчайшей кометой сверкнул в начале 60-х "Псом Барбосом" и завершился в конце "Бриллиантовой рукой" (уже к "Ивану Васильевичу"

хватало нареканий по части вкуса). Рязанов прогремел в 57-м "Карнавальной ночью" и последний шумный успех снискал в 87-м "Забытой мелодией для флейты". Тридцать лет стабильного пребывания в топе в нашем кино не вытянул никто - разве что учитель Рязанова Ромм (от "Тринадцати" до "Обыкновенного фашизма"). Рязановский фильм стал титульным новогодним хитом и пребывает в этом качестве вот уже 40 лет: по части устоев русские оказались не меньшими традиционалистами, чем англичане. Как и полвека назад, любят овсяное печенье, плавленый сыр, КВН, Пугачеву и "Иронию судьбы". Удостоился двух прижизненных памятников в виде именных кинотеатров: "Эльдар" в Москве и "имени Деточкина" в Киеве (последний был залом советского кино для малоимущих, который в годы беспредела открыла и содержала киевская братва). Без него не было бы народной славы Мягкова, Ахеджаковой, русского гастрольного успеха пани Барби Брыльской и песни "Мохнатый шмель".

Дмитрий Быков как-то писал, что толстые люди продуктивней худых засчет концентрации массы и энергии и после неудач легче восстанавливают форму. Быкову, конечно, виднее. Многим режиссерам удавалось вернуться в высшую лигу после неудач, но неоднократно такое получалось только у двух толстяков, Рязанова и Феллини. "Сравнил", - возмутятся.Отчего же. Тайная солидарность ордена толстяков известна всему свету - Рязанов цитировал своего любимца Феллини и прочий неореализм в каждой третьей картине. Достаточно сказать, что Ипполит лезет в душ с теми же словами, с которыми забирался в фонтан Треви Мастроянни в "Сладкой жизни".Феллини с ироническим восторгом живописал устои итальянского мира: католицизм, цирк, античность, слабых мужчин и слоновых женщин. Рязанов наполнил особой метафизической теплотой все, что в ХХ веке заставляло трепетать русское сердце: автомобиль, Новый год, пять звездочек, поручика Ржевского и баб возраста "ягодка опять". Десять лет говорим про духовные скрепы - вот это они и есть.

Фото
Фото
30 Ноября 201517:28

Цитаты и афоризмы Рязанова

  • Когда робкие люди выходят из себя, их следует остерегаться.
  • Кинематографу подвластно все, он может передавать любые оттенки и нюансы движения человеческой души.
  • Есть вещи, которые не должны приносить денежную прибыль. Потому что они приносят другую прибыль - не материальную, а духовную. Ее никакими деньгами измерить нельзя.
  • Пенсионеры бывают союзного значения, республиканского значения, местного значения и те, кто значения не имеют.
  • Люди делятся на тех, кто доживает до пенсии, и на остальных.
  • В общем-то это неправильно, что пенсию выдают только в старости! По-настоящему пенсию надо выплачивать людям от восемнадцати и, скажем, до тридцати пяти лет. Это самый хороший возраст. В эти годы работать - грех, надо заниматься личной жизнью. А потом можно и на работу ходить, все равно уже от жизни нет никакого толку. 
  • Человек, которому платят за то, чтобы он не работал, называется пенсионером. 
  • Пенсия – это сумма денег, которую безвозмездно выплачивают в период между окончанием работы и окончанием жизни. 
  • Чтобы узнали все, достаточно рассказать кому-нибудь одному. 
  • Пока не вспомнишь, что тебе не нужно, не можешь делать то, что тебе необходимо. 
  • Неважных периодов в жизни не бывает. 
  • С моей точки зрения, способность любить-это как талант, который либо дан человеку, либо нет. 
  • Русские, если почитать фольклор, всегда хотели получить все сразу и много, и при этом не работать. Русские сказки — это и есть, к сожалению, национальная идея. Менталитет, который, мягко сказать, симпатии не вызывает. Лучшие люди в России всегда существуют вопреки ему. 
  • Кроме русского языка, нас ничего больше не объединяет. Я сегодня живу не в стране, а на своей территории. 
  • Наш капитализм совсем не тот, что в Америке. Он у нас какой-то уродливый. 
  • Где есть юмор — там есть и правда. 
  • Женщина должна много значить для меня, чтобы я стал тратить на неё время и усилия. 
  • Я с отчаянием смотрю на то, как из нашего кино уходят такие понятия, как художественный образ, идея, сочувствие, милосердие, одухотворенность. А испарившись из кино, они уходят и из сознания людей. 
  • Только дураки думают над тем, как себя преподносить. Это, пожалуй, главное, чему я научился у Эйзенштейна. 
  • Те, кто постоянно ругает наше поколение, кажется забыли, кто его вырастил.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Эльдар Рязанов: "Пришло время закругляться..."

Самый народный режиссер объявил о прощании с кинематографом в своей новой книге "Грустное лицо комедии, или Наконец подведенные итоги"

"Эту книгу я пишу всю жизнь", - сообщает Эльдар Александрович в авторском вступлении. И это - чистая правда. Первая книга режиссера "Грустное лицо комедии" вышла в далеком 1977 году. С тех пор она несколько раз дополнялась, переиздавалась. И сегодня в книжные магазины столицы поступит финальное издание.

О том, что больше Рязанов ничего не напишет, недвусмысленно сообщает название - "Наконец подведенные итоги". О том, что и снимать кино мэтр не собирается, он сообщает читателям сам. "Комсомолка" с любезного разрешения издательства "ПРОЗАиК" публикует фрагменты книги.

Новости по теме: Эльдар Рязанов Утраты