Ведь именно с такой установкой нужно жить и подходить к любой проблеме. На важные жизненные вопросы читателей «КП» отвечает психолог-консультант «Комсомолки» научный сотрудник Института социальной и политической психологии АПН Украины Павел БУБЛИК.
Моему ребенку 10 лет. В последнее время он берет какие-нибудь ценные вещи, деньги, золото и прячет. Такое бывало и раньше, но я этому не придавала значения. Сам ребенок потом может забыть, куда именно спрятал. Что делать?
Светлана.
Может, ему не кажется, что это чужое? В том смысле, что если эти вещи принадлежат его маме, то для него логично предположение, что он также имеет на них «право пользования». Но интересно то, что ребенок выбирает драгоценности и деньги - это ему, вероятно, кажется самым ценным в ваших глазах. Могу лишь предположить: ему от вас чего-то не хватает. Чего именно – сказать затрудняюсь. То ли чтобы вы больше выражали, как цените его или что-то в нем, чтобы больше доверяли, а может, просто чтобы в повседневности уделяли ему больше элементарного внимания…
Вам самой необходимо яснее осознать, какие у вас в семье принципы распределения ответственности между членами семьи, какую роль в отношениях играют деньги (кто и для кого их зарабатывает, что они символизируют в вашей «семейной мифологии»).
Я уверен в том, что почти любые проблемы с детьми решаются в играх или через придание отношениям игровой формы. Так, в вашем случае можно, к примеру, сделать «временной семейной традицией» игру «в пряталки». Утром выдаете ребенку десять гривен и договариваетесь, что он их к вашему приходу вечером спрячет. И потом вечером вместе будете искать: ребенок будет говорить «тепло-холодно», а вы проявлять свои сыскные способности. Думаю, достаточно скоро такое игровое однообразие ребенку надоест. И в границах «надоевшего» останутся и деньги с драгоценностями.
И еще: вы спрашивали своего ребенка, для чего он прячет ценности и что бы хотел в итоге получить? Бывает, такой искренне выраженный интерес способен раскрыть ситуацию с самой неожиданной стороны.
«Хочу работать учителем, но всех пугает возраст»
Мне за 50, но я чувствую в себе силы и энергию продолжать работать учителем и дальше. Только вот беда: при собеседовании с работодателями я постоянно «проваливаюсь» и меня не приглашают на работу! Доходит до того, что только одного взгляда директорам достаточно, чтобы под благовидным предлогом отказать мне в ставке. Я в отчаянии. Помогите.
Валя.
Я не знаю кадровую политику современных учебных заведений. Но вполне возможно, что для работодателей по каким-то соображениям на первое место выходит возраст соискателя. В этом случае ваша задача в том, чтобы максимально быстро предоставить те свои плюсы, которые с лихвой перекрывают стереотипные представления директора о том образе учителя, который ему нужен. Тут теоретическими советами не обойтись: нужна тренировка и обратная связь. Это можно сделать с другом/подругой, с психологом на консультации, на тренинге по деловому общению или тренинге для соискателей. Также можно для эксперимента на собеседование взять диктофон и записать беседу, а потом дома в спокойной обстановке прослушать и попытаться разобраться, что происходит не так.
Еще один вариант: просто спросить отказавшего работодателя, почему он, собственно, отказал. Часто человек, который вынужден говорить «нет», с облегчением согласится компенсировать свое негативное решение чем-то другим, в данном случае - правдивым пояснением. Особенно если он будет ясно видеть, что перед ним человек, который готов услышать правду.