22 декабря отмечается День украинского дипломата. Стоит отметить, что буквально за несколько последних лет украинская дипломатия совершила ощутимый скачок в мировой политике. Если раньше чаще говорили об Украине без Украины, то теперь ситуация кардинально поменялась. Западные партнеры уже даже не пытаются принудить Киев к каким-то политическим решениям. Сейчас главный принцип украинской дипломатии - об Украине без Украины – ни слова. Но это не значит, что наша дипломатия не имеет каких-то проблем и нерешенных вопросов. Об этом kp.ua рассказал украинский дипломат, экс-посол Украины в Беларуси Роман Бессмертный.
- Как бы вы оценили уровень украинской дипломатии сейчас? Насколько серьезно и мощно она представлена на международной арене?
- Да, изменения действительно существенные. Первое и главное – украинская дипломатия в условиях войны ускорено субъективизировалась, то есть стала полноценным участником мировой политики и игроком во всех ее процессах.
Наши специалисты действительно показывают свой высокий профессионализм, хотя и не обходится без случаев резких и грубых демаршей (высказывания бывшего украинского посла в Германии Андрея Мельника. – Ред.). Но это объясняется войной, которая иногда требует резких шагов.
- А какие проблемы сегодня по-настоящему актуальные?
- Это вопросы, связанные с комплектацией нашего дипломатического корпуса. Во многих странах - в том числе таких серьезных, как Китай, Индия, некоторых странах БРИКС - есть проблемы с назначением наших послов. И тут дело не в отсутствии кадров, а просто нет соответствующего политического решения.
Также серьезной дипломатической работы сейчас требует Африка, где очень мало наших диппредставительств. А ведь сейчас "страны третьего мира" приобретают все большее значение в мировой политике. В странах Латинской Америки у нас также наблюдается нехватка дипломатов и представительств.
Когда страна субъективизируется в международной политике и становится ее полноправным игроком, то она должна работать везде, во всех регионах мира. А не так, как было раньше, когда диппредставительства делились не по значимости, а по зарплате на первую, вторую, третью категории. И сейчас нужно забыть о том, что есть первый сорт дипломатов, второй и так далее. Не нужно делить их на градации, а определять приоритет той или иной страны для нас.
Кроме этого, нужно изменить характер сотрудничества с международными организациями. Характер работы там требует очень высокой категории специалистов. Но у нас это сотрудничество ограничивается в основном межпарламентскими связями, между нашей Верховной Радой и международными организациями – Советом Европы, ПАСЕ, ПА НАТО и пр. Эту работу перехватили политики, а не дипломаты. И сейчас наш МИД, Офис президента просто «провисли» на этом направлении. А должен быть центр, который тянет на себе эту работу.
- Известна фраза: «кадры решают все». Как у нас с этим в дипкорпусе?
- Что касается подготовки дипломатических кадров, то нам очень необходимы в вузах кафедры, которые занимаются подготовкой дипломатов в Центральную Азию, Африку, Латинскую Америку и другие регионы мира. Понятно, что на это нужны средства, но, тем не менее, без них высокоэффективную дипломатическую систему под современные реалии не построишь.
Нам нужна высококлассная украинская дипломатическая школа. Она и так имеет свои традиции благодаря практике в ООН. У нас там целая плеяда опытных дипломатов. И их нельзя просто так отпускать на пенсию, их нужно эксплуатировать, с точки зрения подготовки будущих дипломатических кадров.
Ведь каждый из этих специалистов специализировался на той или иной стране. Это очень серьезная работа. Ведь что такое дипломатия – это война без оружия. А что такое война – это дипломатия с оружием.
- На что нужно сейчас, в первую очередь, направить усилия нашей дипломатии?
- Первое – это тема "Рамштайна", то есть создания и укрепления нового формата безопасности в Европе и мире. Это то, куда входит большинство структур по безопасности демократического мира. Второе – это вступление в НАТО, но с усилением сотрудничества с Британией и англосаксонским миром. Третье – это Евросоюз, где нужно поднимать вопрос построения новой Европы. Нужно пропагандировать европейским странам новую Европу с Украиной, а также все, что связано с Украиной в ней после войны.
- Запад пытается навязать Киеву «дипломатическое» разрешение войны через переговоры с РФ. Украина же настаивает на полном выводе российских войск. Нужны нам переговоры или нет?
- Это тактический шаг Запада, который зондирует украинскую внешнюю политику на готовность к переговорам. Запад помнит, что до 24 февраля, до начала агрессии, украинский президент был готов к переговорам с Москвой. То есть наши союзники тестировали, тестируют и будут тестировать готовность Киева к переговорам. Но это не является их стратегической задачей. Сейчас уже никто не сможет заставить Украину вести переговоры, помимо ее желания. И это даже несмотря на то, что украинская дипломатическая школа еще молода и не всегда ловит нюансы происходящего.
- Во времена Минских соглашений Киев чаще ориентировался на Германию и Францию. А теперь на США и Британию. Почему?
- Я бы сказал по-другому. Раньше мы ориентировались и на Вашингтон, и на Париж, и на Берлин. А теперь Киев ориентируется в первую очередь на себя, плюс выстраивает отношения со своими союзниками по оси Киев - Лондон. Сюда можно добавить Польшу и страны Балтии.
- Президент Франции Макрон не так давно заявил о необходимости предоставлении России, а не Украине гарантий безопасности, чем вызвал негодование у Киева и стран Северо-Восточной Европы. Почему Берлин, Париж все еще пытаются заигрывать с Москвой и проявляют нерешительность в отношении нее?
- Когда мы анализируем высказывания и действия французских политиков и дипломатов, то нужно понимать, что французская дипломатия – это «дипломатическая дипломатия», то есть чрезмерно осторожная. Это ставка на многочисленные дипломатические попытки решить тот или иной вопрос. В отличие от британской и американской, которая является «технологической дипломатией», то есть точной и дипломатией деталей. Поэтому нужно понимать, что в действиях Макрона могут быть вещи, у которых своя глубинная мотивация. Французская школа всегда «грешила» мягкостью своих формулировок.
- Удастся ли нашим дипломатам добиться создания трибунала по преступлениям России и наказании виновных?
- Это только часть задачи украинской дипломатии. Сейчас речь идет о привлечении к ответственности агрессора. Далее – это формирование новой региональной, континентальной и мировой систем безопасности.
- Сейчас появилась инициатива об исключении России из Совбеза ООН. Насколько это реально? Министр иностранных дел Дмитрий Кулеба заявил, что Россия незаконно находится там.
- Такая вероятность весьма реальна, и я являюсь одним из участников этого процесса. Уверен в том, что Совбез ООН, который сейчас находится в кризисе, дальше в таком виде существовать не может. И Кулеба абсолютно прав в том, что Россия там находится незаконно. В статусе ООН записано, что членом Генассамблеи и Совбеза ООН является СССР, а не Российская Федерация, которая сама себя назвала правопреемником Союза. Но никто в ООН никогда не голосовал это вопрос. То есть Российская Федерация, с точки зрения международного права, не является членом ООН. И дальше все будет зависеть от того, как Украина будет работать по этому вопросу.
Родился в 1965 году.
Окончил исторический факультет Киевского педагогического института им. Горького. Трижды народный депутат.
В 2007 году - замглавы Администрации президента Виктора Ющенко.
С 24 февраля 2010 г. по 3 июня 2011 г. – посол Украины в Белоруссии.
В 2015-м Роман Бессмертный был назначен представителем Украины в политической подгруппе Трехсторонней контактной группы по урегулированию конфликта на востоке Украины в Минске. В апреле 2016 года вышел из переговорного процесса.
Семья. Второй раз женат. Воспитывает 4 детей.