Борьба с олигархами – одно из требований для вступления Украины в ЕС. Украинский закон об олигархах предполагает создание реестра олигархов. 30 июня президент Владимир Зеленский ввел в действие Положение о реестре олигархов.
Ринат Ахметов как владелец медиа и крупнейший игрок в металлургии и энергетике – один из тех, кто рисковал попасть в список. Самая большая угроза – публичный статус олигарха, который будет отпугивать бизнес-партнеров.
А теперь, отказавшись от своих медиаактивов, Ринат Ахметов уменьшил угрозу негативного действия закона об олигархах. Своей политической фракции или партии у него нет, медиа для влияния уже нет – практически он уже не олигарх. «КП в Украине» узнавала, как в мире действуют антиолигархические законы.
В Америке, например, борьба с олигархами осуществляется при помощи законов, которые регулируют порядок лоббистской деятельности. Лоббисты получают четкое ограничение деятельности: кто может вести подобную активность, кто не может и как именно ее вести.
Но в США олигархам никогда не запрещали влиять на политику, там просто это внесли в рамки закона о лоббизме и никогда не запрещали влиять на СМИ.
Кроме этого, в США очень хорошо работает антимонопольная деятельность. В США более чем 100 лет назад, в 1890 году, был принят Акт Шермана - первый антитрестовский (антимонопольный) закон США, что положило начало борьбе с олигархами.
Закон был принят против олигарха Джона Рокфеллера, который, имея дело с большими объемами нефти, начал использовать для ее транспортировки вместо бочек цистерны, которые сам производил, и пользовался огромными скидками от железной дороги. Закон Шермана запрещал транспортникам давать скидку за перевозку нефти в цистернах.
Закон запрещал препятствование свободе торговли путем создания монополий (трастов) и любой сговор между предпринимателями относительно демпинга, преференций, вытеснения конкурентов. Такие действия считались преступными, за них предусматривались наложение штрафов, конфискация имущества и заключение до 10 лет. Закон действует до сих пор.
В 1914 году Акт Шермана был дополнен Актом Клейтона, направленным в защиту малого предпринимательства от ограничений, которые устанавливали крупные компании. Этот закон более четко формулировал, что такое "незаконное ограничение торговли", и запрещал ценовую дискриминацию (предоставление преференций отдельным покупателям), а также продажу продукции тем дилерам, которые обязывались не торговать товарами конкурентов.
Более чем через двадцать лет, в 1936-м, Конгресс принял третий антитрастовый закон - Акт Робинсона-Петмана, который предусматривал преследование за нанесение конкурентам какого-либо ущерба. Эти три акта и некоторые поправки к ним и составляют законодательную основу антитрастового регулирования в США.
В Европе олигархов также привязывают к лоббистской деятельности. Лоббизм подразумевает широкий спектр методов воздействия как на органы власти, так и на общественное мнение. Используются формальные и неформальные контакты, личные визиты к депутатам и другим людям, обладающим властными полномочиями.
В некоторых случаях лоббисты включают своих кандидатов в избирательные списки, вносят предложения для обсуждения на парламентских заседаниях и даже сами составляют проекты законов.
Европейские страны можно разделить на две группы по отношению к лоббизму. В первую, включающую большинство членов ЕС, входят государства, где лоббизм фактически существует, но никак не регулируется специальными нормативно-правовыми актами.
Во вторую группу входят государства, где лоббизм регулируется нормативно-правовыми актами, хотя зачастую они необязательны для исполнения и не охватывают многих лоббистов. В большинстве стран этой группы первые нормативные акты, регламентирующие лоббизм, появились сравнительно недавно, в 2000-е - 2010-е годы.
В Австрии регистрация лоббистов была введена в 2011 году. В Великобритании в 70-х годах очень часто депутаты Палаты общин отстаивали интересы крупных компаний.
Поэтому в 2002 году Кодекс деловой этики для членов парламента Великобритании дополнен разделом № 3. Согласно ему, во время парламентских слушаний и при контакте с представителями исполнительной власти члены Палаты представителей не имеют права защищать интересы внешнего лоббиста, если получают от него вознаграждение, имеют прямые финансовые связи с компанией-лоббистом, являются советниками компаний-лоббистов.
Впрочем, член парламента может защищать интересы лоббиста (кроме парламентских слушаний и контактов с представителями исполнительной власти), но лишь в случае, если зарегистрирует полученные от лоббиста денежные средства в специальном Реестре интересов членов парламента.
В 2006 году в Венгрии была введена добровольная регистрация лоббистов с выдачей им лицензий, что дает право свободного входа в правительственные здания.
Взамен лоббист должен ежеквартально отчитываться (в том числе сообщать данные о количестве контактов с целью лоббирования, о подарках, переданных официальным лицам, сведения об этих официальных лицах, а также о законах или о мерах исполнительной власти, по поводу которых предпринималось лоббирование). Но зарегистрированный лоббист имеет право не называть своих клиентов.
В Италии на общенациональном уровне нет нормативного акта, специально регулирующего лоббизм. Но в некоторых провинциях существуют свои региональные реестры лоббистов.
В Литве, закон, регулирующий лоббистскую деятельность, вступил в силу в 2001 году. Предусмотрена регистрация лоббистов в специальном реестре, за ведение которого отвечает Верховная комиссия по этике.
В Польше действует закон «О правовых основах и регулировании лоббизма», который вступил в силу в 2006 году. Он требует от чиновников сохранять записи о контактах с лоббистами, причем эти записи ежегодно публикуются;
Закон о лоббизме был принят в Словении в 2010 году. В этом же году во Франции вступили в силу правила регулирования лоббистской деятельности. А в 2005 году в Чехии начал работать Добровольный кодекс этики, содержащий рекомендации о том, как чиновники должны строить отношения с группами интересов.
Пожалуй, во всей Европе только Берлускони можно считать олигархом. Фото: Pier Marco Tacca/Getty Images
Политолог Владимир Фесенко рассказал «КП в Украине», что в ЕС таких олигархов, как в Украине, – практически нет. По его словам, этот термин больше используют в политологических и публицистических формах.
Но юридически ограничение для лоббизма интересов богатых людей также есть. Есть нормы в законодательстве ЕС, которые похожи на украинский закон об олигархах. Чиновники Евросоюза должны сообщать, что у них были контакты с представителями крупных компаний.
- Проявление олигархии есть и в Европе. Но там уже давно установили серьезные ограничения относительно влияние большого бизнеса на политику и власть. Это касается медийной сферы и влияния на государственную политику. Поэтому в большинстве европейских стран таких классических олигархов, как у нас, нет, - поясняет эксперт.
Хотя, по его словам, есть и исключения. Самый яркий пример – это экс-премьер Италии Сильвио Берлускони. В какой-то момент один из богатейших людей Италии, медиамагнат, решил стать политиком и создал свою партию. И стал премьером. Это классический пример европейской олигархии. В меньших масштабах это проявилось во Франции, когда некоторые крупные бизнесмены попытались повлиять на политику.
- Больше олигархи влияют на политику стран Восточной Европы. В Чехии, например, бизнесмен Бабиш стал премьер-министром страны. То есть в тех странах, где не так давно избавились от социалистического прошлого и в которых бизнес развивался очень быстро, примеры своих олигархов есть, - поясняет Владимир Фесенко.
Чем олигархи отличаются от бизнесменов
По определению, олигархи (олигос - немногие + архос - власть - греч.) - люди, нажившие капитал через сращивание бизнеса с государством, путем коррупции, подкупа, шантажа, обмана и других криминальных действий в отношении чиновников, организаций, предприятий.
Бизнесмен - человек, добывающий деньги путем бизнеса (дела): торговли, производства, преобразования одних ресурсов в другие и их продажи.