21 декабря
Загрузить еще

Закон о "коллаборантах": кто из донецких и луганских будет наказан

Закон о
Фото: ukr.media

Группа народных избранников по инициативе "слуги народа" Егора Черняева подала в Раду правки в законы об ответственности "лиц, совершавших коллаборационную деятельность".

Запрет и конфискация

Если депутаты согласятся и в УК Украины появится новая статья 111-1 "Коллаборационная деятельность", то под ее санкции подпадет немало людей.

1. Самое "легкое" наказание – запрет на занятие госпостов и занятие определенной деятельностью на 10-15 лет – получат те, кто публично (в частности, в Интернете или в СМИ) отрицал вооруженную агрессию РФ и/или поддерживал, сотрудничал с администрациями и военными формированиями страны-агрессора и ее непризнанных "республик", а также те, кто утверждает, что Крым и Донбасс – это не Украина.

2. Чуть серьезнее наказание – за добровольную работу гражданином Украины на некоторых, не самых высоких, должностях в оккупационных администрациях. За это грозят те же 10-15 лет запрета на занятие руководящих постов плюс конфискация имущества. Впрочем, имущество могут и оставить.

3. Еще жестче – с теми, кто пропагандировал поддержку страны-агрессора в любых учебных заведениях, а также "внедрял образовательные стандарты государства-агрессора в таких учебных заведениях". За такое придется попотеть до 2 лет на исправительных работах, а можно получить арест до 6 месяцев или даже сесть за решетку до 3 лет. Плюс, конечно, вышеуказанные 10-15 лет запрета занимать те или иные руководящие должности.

4. Передача материальных ресурсов НВФ на оккупированных территориях, сотрудничество в хозяйственной деятельности с агрессором и его марионеточными "республиками". Это уже штраф до 170 000 гривен или лишение свободы на срок от 3 до 5 лет (+10-15 лет запрета на госпосты) плюс конфискация имущества.

5. Добровольная работа в оккупационных органах власти на руководящих постах, участие в референдумах или выборах на оккупированной территории, публичные призывы к проведению таких выборов – срок лишения свободы увеличивается до 5-10 лет плюс "запрет 10-15" с конфискацией или без.

6. Организация политических мероприятий (съездов, сборов, митингов, походов, демонстраций, конференций, круглых столов и т.п.) и участие в них, информационное сотрудничество с агрессором в его поддержку – это 10-12 лет лишения свободы плюс "запрет 10-15" с конфискацией или без нее.

7. За добровольную работу в незаконных судах или силовых структурах, в военизированных формированиях, помощь им в ведении боевых действий против ВСУ или добробатов – это уже 12-15 лет лишения свободы плюс уже упомянутые "бонусы".

От 15 лет лишения свободы и до пожизненного заключения могут получить все вышеперечисленные фигуранты, если их деятельность или принятые ими решения привели к гибели людей или тяжким последствиям. Таковыми считается ущерб, который в тысячу и больше раз превышает необлагаемый налогом минимум граждан (от 17 000 грн и выше).

Придется проверить каждого?

Как это обычно случается, недосказанность идей и юридическая размытость формулировок в законопроектах вызывают массу вопросов, каждый из которых начинается со слов "Что имеется в виду?" Например, передача материальных ресурсов на оккупированную территорию: имеется в виду перевод денег на закупку боевиками оружия или передача через водителей посылки с лекарством и шоколадкой? Кто будет оценивать, добровольно ли человек работал на не самых высоких должностях в оккупационных администрациях, или его заставили? Кто должен отвечать за пропаганду в образовательных учреждениях – учитель, которого заставили повесить в классе потрет "главы ДНР" под угрозой увольнения с работы, директор школы или "министерство образования", которое и так получит свое, но уже по другой статье УК? 

Участие в референдуме или на митинге – добровольное или "всем сказали прийти, иначе объяснять свое отсутствие будете в МГБ"? А ведь именно так бюджетников сгоняют на какие-нибудь демонстрации в честь 1 Мая или по другому поводу…

- Я не юрист, но мне кажется, что если такой закон будет принят, то, когда Донбасс освободят, суды будут завалены работой на годы вперед. Потому что придется проверять каждого жителя Донецка, Макеевки, Горловки… Не думаю, что подобная перспектива создаст позитивное отношение к освободителям. Конечно, занимать должности глав администраций или губернаторов или даже президента мы не собираемся, но все равно как-то обидно. Пусть тогда разведка заранее составит списки тех, кто работал с оккупантами – и с ними разбираются, - прокомментировала жительница Донецка Александра Шевкач. – Для начала разберитесь с теми, кто, живя в свободной части Украины, агитируют за "русский мир"!

Учителя, шахтеры, врачи могут быть спокойны

- А эти законы как раз и рассчитаны в первую очередь на подконтрольные территории, - говорит политолог Кирилл Сазонов. – Понятно же, что принимаемые Радой законы могут исполняться только здесь, не в ОРДЛО. Мы часто сталкиваемся с враждебной пропагандой в школах и университетах: например, преподаватели принципиально при студентах отказывались переходить на государственный язык или, отрицали российскую агрессию… То есть фактически с нашими детьми они ведут работу по лекалам россиян. И нам важно защитить детей от активного продвижения российских нарративов, которые идут через социальные сети, развлекательные сайты, телевидение и т.д. Запрет на продвижение антиукраинских принципов должен быть - и это логично.

По словам политолога, мирные жители отдельных районов Донецкой и Луганской областей – учителя, врачи, шахтеры, пенсионеры, студенты и другие – могут быть спокойны.

- После освобождения ОРДЛО у нас будет работать переходное правосудие, как в других государствах, где были подобные конфликты. В процедуре переходного правосудия даже не будет употребляться слово "коллаборант". Будет рассматриваться даже не то, насколько человек нанес вреда украинскому государству, а насколько добровольной была его деятельность в оккупации, - подчеркивает политолог. - Изначально подход к жителям ОРДЛО – как к жертвам обстоятельств. Понятно, что учителя в ОРДЛО вынуждены пропагандировать и давать детям ту образовательную программу, которую им спустило "министерство образования". В противном случае педагог очень быстро окажется "на подвале". И те, кто платят налоги, лечат людей, работают в шахтах, в ЖЭКах или водят автобусы – все они не могут отказаться от этой работы. По украинским законам ответственности они нести не будут. Но те, кто участвовал в пытках мирного населения, добровольные сотрудники оккупационных администраций и т.п. – те будут отвечать по всей строгости.

Сам автор законопроекта, ныне депутат, а раньше – ветеран АТО Егор Чернев отмечает: "Наказание есть только за работу на оккупационные органы власти. И даже в этом случае (если такая работа не привела к человеческим жертвам) всего лишь будет запрет занимать некоторые должности какое-то время…"

Ничего пока не понятно

Правоведы пока с большой осторожностью оценивают предложенные законопроекты.

- Судя по всему, они готовились поспешно и толком ничего не проясняют. Мы видим проблему в толковании формально не определенных понятий, как например "внедрение образовательных стандартов" или "взаимодействие с оккупационной администрацией". Если законы будут приняты в таком виде, то придется ориентироваться на судебную практику, - говорит Владислав Руденко, управляющий партнер адвокатского объединения "Амбрелла".

Адвокат также напомнил, что существуют положения международного гуманитарного права, которые обосновывают тот факт, что люди на оккупированных территориях могут жить и трудиться без каких-либо правовых последствий для себя. В частности, это статьи "Женевской конвенции о защите гражданского населения по время войны".

Статья 50: оккупационное государство должно в сотрудничестве с местными органами власти содействовать надлежащему функционированию учреждений образования и опеки детей.

Статья 51: каждое лицо (на оккупированной территории. – Авт.) насколько это позволяют обстоятельства, должно быть оставлено на своем привычном месте работы… Работа должна соответствующим образом оплачиваться… Ни в коем случае принудительное привлечение к труду не должно предусматривать участие работников в организациях военного или полувоенного характера.

Статья 54: оккупационному государству запрещается менять статус должностных лиц или судей на оккупированных территориях или применять к ним способы принуждения, если они воздерживаются от выполнения своих обязанностей из соображений совести. 

А согласно "Гаагскому положению о законах и обычаях война на суше", если на оккупированной территории оккупант взимает налоги, пошлины и сборы, он должен делать это по возможности согласно действующим правилам налогообложения (статья 48). 

- Все будет зависеть от закона о политике переходного периода и Концепции переходного правосудия. Россия сейчас громко заявляет о том, что эти документы предполагают некие "репрессии" по отношению к жителям ОРДЛО, однако уже однозначно понятно, что мирные жители не подпадают под наказание. Возможно, сейчас важнее разобраться с проведением амнистии, она вызывает большое вопросов и проблем, поскольку отражена в Минских соглашениях, - считает юрист Егор Лебедев.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

"Е-Малятко" для ОРДЛО: новые граждане Украины и… простор для махинаций