Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Зачем Эрдоган хочет второй раз за четыре года поменять Конституцию Турции

Зачем Эрдоган хочет второй раз за четыре года поменять Конституцию Турции
Фото: Presidential Press Office

Президент Турции Реджеп Эрдоган, который в последнее время зарекомендовал себя как серьезный региональный игрок, опять перестраивает свою страну под себя. Он заявил о необходимости создания новой Конституции страны. "Возможно, Турции пора снова обсудить новую Конституцию. Мы можем приступить к этому в ближайшее время", - цитирует его слова агентство Anadolu.

Эрдоган запускает реформы…

Причиной для смены главного документа страны, по словам Эрдогана, является то, что его "составляли путчисты". Напомним, в 2016 году часть турецких военных предприняла попытку военного переворота, которая закончилась неудачей.

Кроме того, Реджеп Эрдоган заявил о необходимости реформ, отметив, что страна должна следовать политике регионального лидерства во всех сферах. "Основные усилия по реформированию больше нельзя откладывать. При подготовке реформ были проведены встречи со всеми слоями общества и подготовлены законопроекты. Вскоре мы поделимся с общественностью всесторонним исследованием, которое включает философию, цели, задачи и мероприятия наших пакетов реформ", - пояснил турецкий президент.

Стоит отметить, что действующая Конституция Турции изменялась уже несколько раз. А четыре года назад, в 2017 году, Эрдоган вообще инициировал смену конституционного строя. В апреле 2017 года прошел референдум, после чего Турция перешла с парламентской формы правления на президентскую.

Тогда была упразднена должность премьер-министра. А президент был наделен правом лично назначать министров, представлять бюджет, выдвигать кандидатуры большинства судей высших судов и издавать указы, которые получают статус законов. Кроме того, глава государства (т.е. Эрдоган) получил возможность объявлять чрезвычайное положение и распускать парламент.

Формально в принятой на референдуме редакции Конституции есть ограничение на пребывание на посту президента - два срока по пять лет. Но при этом есть и уловка, которая помогает избежать лимита.

По Конституции выборы президента и парламента всегда должны проходить одновременно. То есть, если президент решает уйти в отставку досрочно или же парламент досрочно самораспускается - переизбираются и президент, и депутаты. При этом если президент уходит досрочно из-за самороспуска парламента, то этот прерванный срок в лимит не засчитывается. То есть если парламент решит провести досрочные выборы до конца второго срока президента, то президент сможет баллотироваться на третий срок.

Таким образом, теоретически Реджеп Эрдоган при условии лояльного парламента может править до 2028 года, а незадолго до истечения срока устроить внеочередные выборы - и остаться у власти еще на пять лет. Сейчас Эрдогану 64 года, он руководит страной с марта 2003-го, когда стал премьер-министром. Президентом он стал в 2014 году.

… или укрепляет свое авторитарное правление

Реджеп Эрдоган не сказал, о каких конкретных изменениях в Конституцию идет речь. Некоторые эксперты прогнозируют, что он таким образом пытается еще больше укрепить свою власть.

В глобальном докладе организации Human Rights Watch за 2020 год сообщается, что пандемия коронавируса позволила президенту Турции укрепить свое авторитарное правление, издав новые ограничительные законы, которые заставят замолчать его противников и критиков. "В 2020 году власти Турции также использовали эпидемию коронавируса в качестве предлога для запрета целенаправленных демонстраций политической оппозиции страны", - говорится в отчете.

В 761-страничном докладе также говорится, что турецкий режим намеренно исключил тысячи политических заключенных из программы досрочного освобождения из-за распространения пандемии и переполненности тюрем. В докладе указывалось, что турецкий режим издал новые законы, которые углубляют контроль над коммуникационными платформами и ограничивают полномочия юристов.

Директор Human Rights Watch по Европе и Центральной Азии Хью Уильямсон подчеркнул:  важно не допустить того, чтобы международное внимание к внешней политике Турции затмило атаку властей на гарантии демократии внутри самой страны, которая только усилилась в течение 2020 года.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Илья Куса, эксперт по Ближнему Востоку:

https://ki.ill.in.ua/a/300x0/24542605.jpg?t=637478811586320303

https://ki.ill.in.ua/a/300x0/24542605.jpg?t=637478811586320303

Эксперт по вопросам международной политики и Ближнего Востока Илья Куса. Фото: Украинский институт будущего

- Сейчас трудно сказать, какие цели преследует Эрдоган. С одной стороны, больше "закручивать гайки" просто некуда. После конституционного референдума в 2017 году он превратил Турцию из парламентской не то что в президентскую, а даже суперпрезидентскую страну. То есть трудно представить, где ему еще может не хватать власти.

А с другой стороны, это может быть сигнал Западу о готовности сотрудничать. Через изменения в Конституции он хочет сделать видимость послабления режима в стране, поскольку у него сейчас складываются не очень хорошие отношения с Западом. Вряд ли он в действительности готов отдать свою власть, он просто может поиграть в демократию перед Брюсселем и Вашингтоном. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Запад грозит Турции, но Эрдоган ведет свою игру