Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Глава села Арпад Пушкар о венгерском гимне: Мы 25 лет его поем. Сначала украинский, потом наш

Глава села Арпад Пушкар о венгерском гимне: Мы 25 лет его поем. Сначала украинский, потом наш
Фото: Bado Zsolt/Karpatalja hetilap

Венгерский гимн поют 25 лет

Последние рабочие будни сельского главы закарпатского села Сюртэ в 15 км от Ужгорода проходят по одинаковому сценарию – с утра до ночи звонки и визиты журналистов. Уже после обеда голос Арпада Пушкара садится, складывается впечатление, что он жутко утомлен бесконечными расспросами, на которые приходится отвечать. Тем не менее, не отмахивается и трубку не бросает, даже перезванивает сам, извинившись за очередной перенос звонка – помимо бесед с журналистами подписывает документы.

- Арпад Иванович, как настроение? Еще не пожалели, что спели на сессии венгерский гимн? Небось, достало уже внимание к вашей персоне?

- Ой… Я даже не знаю. Не успеваю ничего сделать, только одни журналисты и телевидение, - устало отвечает Арпад Пушкар. – Теперь буду наизусть учить все восемь куплетов гимна. Мы пели только первый. Теперь должны выучить еще семь.

Чувствуется, что такая реакция на исполнение венгерского гимна немного развеселила сельского главу. Ведь никогда никто не реагировал на это, хотя местные депутаты всегда его исполняли. При его каденции (а Арпад Иванович занимает этот пост уже 26 лет).

- После первых выборов не пели, тогда тяжко было – других забот полно, первые же, - со вздохом продолжает он. – А потом на все праздники, которые касаются государства, поем. Сначала – украинский государственный, а потом - наш национальный.

"Не могли себя сдержать – и спели"

Последние дни депутаты и Пушкар как на работу ездят на допросы в СБУ.

- Я вчера был, сегодня трое поехали на допрос, - продолжает. – Спрашивают, что было. Ну, что мы можем сказать… Говорим то, что было: приняли мы присягу - на верность нашей державе, спели украинский гимн, а после этого кто-то начал венгерский петь. И мы на эмоциях, не могли себя сдержать, тоже…

- А присягу на верность какой державе - Венгрии или Украине?

- Да ну, что вы… Присягу на украинском языке давали… Нельзя переводить присягу. Это обычный текст, который должен зачитать каждый. Это форма - каждый зачитал, после подписался, и все это подшивается в материалах первой сессии - что каждый принял присягу такого-то числа.

На допросах, говорит, "вопросы были разные".

- Просят, чтобы мы немного себя сдерживали, - рассказывает наш собеседник.

Будут ли сдерживать? Причин завязывать с этой традицией не видит – пели всегда национальный венгерский гимн и прекращать не собираются. 

- 25 лет мы поем, но не каждый день. Есть праздники, когда мы поем национальный венгерский гимн, и до сих пор это никому не мешало, - недоумевает сельский глава. – На какие праздники? Любые мероприятия, которые с державой связаны. Сначала украинский гимн нашей державы, а потом - национальный гимн-молитву.

Молитвой венгры свой гимн называют не просто так, первые строчки переводятся как "Одари, Господь, добром нас, мадьяр, всегда храни, и в сражении с врагом венграм руку протяни".

Стопкадр. 

"После войны все Яноши стали Иванами"

Правда, в этом году было меньше поводов к массовому исполнению гимна – из-за карантина даже день села не проводили.

- А праздновать мы любим, и все праздники отмечаем – и наши, и ваши, - говорит Арпад Иванович. – Вот завтра будет венгерский Мыкулаш – в садике проведут праздник. Потом ваш Мыкулаш, потом наше Рождество, ваше Рождество… Самые большие венгерские праздники – это Рождество и Пасха. А молодежь и какие-то другие еще отмечает. Кстати, мой отец не Иван, а Янош. Но после войны все Яноши стали Иванами, и теперь я Иванович… И что с этим сделаешь…

Кстати, Арпады – известная венгерская династия правителей.

- Арпад пришел сюда с мадьярами, - улыбается в ответ на наш вопрос, не в честь ли тех Арпадов родители назвали, сельский глава. - Мне дали такое имя.

Кто умнее - выезжает

Село Сюртэ – не какое-то погибающее захолустье, хоть многие, конечно, уезжают на заработки. Дороги есть, освещение на улицах тоже. Школа, амбулатория, детсад - с ремонтом.

- Кто умнее – выезжает, а кто не может, тот находит здесь работу, - говорит сельский глава. – Проблем мы не имеем, каждый год что-то делаем, бюджет ежегодно даже перевыполняем. В селе порядок. Люди живут мирно.

Работа есть. На всех, конечно, не хватает, но тем не менее – в Сюртэ делают брусчатку, комбикорм, фасуют семечки. Еще один завод, который выпускал мебель, закрылся – без работы остались 30 местных.

- Вы же знаете, что в Венгрии лучше жить - есть условия, есть работа и, конечно, язык дает свои плюсы: люди не говорят на разных языках и больше находят контакт, - продолжает Аркад Пушкар. – Но не каждый приживается там. Есть такие, что 2-3 года работали и вернулись - не хотят там жить. Человек выбирает, где ему лучше жить. Но выехать пытаются.

Украинцев в селе мало

Остаются те, у кого в Сюртэ дом, огороды, семья – пожилых не бросают.

- Если в семье есть дед, баба - их надо содержать, за семьей надо ухаживать, - рассуждает Арпад Пушкар. - Не могут оставить родителей просто так, без ничего… Едут туда зарабатывать деньги, а тут или невестка, или муж-жена дома помогают, чтобы можно было выжить. На пенсию нереально – газ, свет надо оплатить, что-то купить, не дай бог, что случится в семье, тогда вообще денег нет.

В селе также живет небольшое количество украинцев – около 15%, есть и ромы. И тем, и другим приходится учиться понимать венгерский язык, чтобы общаться с местным населением. Это не просто: венгерский - четвертый по сложности язык в мире. Но никто не принуждает, учат добровольно. Помогает и знание местных диалектов – в Закарпатье живет много национальностей. В школе есть венгерские и украинские классы.

Украинцы в Сюртэ, рассказывают местные, начали селиться еще во времена колхозов. Когда тяжело было на работу найти людей, они приезжали в села, где им давали жилье или они строили дома сами. Есть и такие, что появились недавно – купили недвижимость.

- Живем с украинцами мирно, - отмечают местные. - Есть такие, кто понимают нашу историю и нас, а есть и такие, с которыми сначала тяжело…

Тяжело – это когда приходится объяснять местные порядки, которых приезжие не понимают. Например, что косить траву надо не только в своем дворе, но и на улице – на обочинах.

- Мы любим, чтобы был порядок, - говорит Арпад Пушкар. - А они приезжают и спрашивают, зачем им это делать. Так заведено!

Главная достопримечательность села. Фото: Википедия

Никакого раскола страны нет

Местные хорошо знают историю села. Арпад Пушкар рассказывает – название Сюртэ происходит от фамилии графов, которые здесь жили.

- Они были богаты и в 1281 году положили начало нашему селу. Похоронены в римско-католической церкви у нас, - отмечает сельский глава.

Еще есть памятник, второй такой, похожий на местный, стоит в Ужгороде в замке.

- У нас самый лучший - ставили памятник нашему учителю, графу, который воевал с татарами, тогда король Зигмунд подарил ему герб за заслуги, - продолжают местные.

Также в 2014 году в Сюртэ установили памятник объединения венгерской нации – в день национального единства Венгрии.  

Местные власти ждут, что скоро вся шумиха пойдет на спад.

- Никогда никому дела не было, никаких скандалов не возникало, - пожимает плечами Арпад Пушкар. И тут его прорывает: - Какой раскол державы?! Это бред и неправда. Венгрия входит в Евросоюз, член НАТО, а державы, которые являются членами НАТО, не могут ставить территориальные претензии к другим государствам… Это глупо, кто такие вопросы ставит - они просто политику не понимают и не понимают теперешние законы.

Пушкар подозревает, что это козни проигравших выборы оппонентов. Он получил больше 2200 голосов, его соперник – 900 с лишним.

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

"Если живешь в Украине, будь добр - живи по этим законам"

"КП" в Украине" поговорила с одним из украинцев, который давно живет в Сюртэ. Он попросил не называть его.

- Я был когда-то давным-давно при партии сюда командирован. Сам из Закарпатья, но из села в Великоберезнянском районе. Специалист по сельскому хозяйству, - рассказывает наш собеседник. – Живу здесь больше 30 лет. Общались всегда на разных языках, но понимали друг друга. У нас, закарпатцев, есть русинский диалект. Много слов венгерских, швабских, немецких входят в наш русинский язык.

Вместе отмечали все праздники - начинался с 24 декабря Святой вечер, заканчивали 19 января. Ходили друг к другу, было понимание, не было никаких проблем между венграми, украинцами, швабами и ромами.

Я украинец и, если честно, мне не очень нравится, что они поют венгерский гимн.  Я все понимаю, но, если живешь в Украине, будь добр - живи по этим законам. 

У нас есть своя православная церковь в соседнем селе – Сюртэ от него отделяет лишь дорога, есть реформатская церковь, греко-католическая и римско-католическая. Каждый шел в свою церковь, молились, потом выпивали 50 грамм - и не было никаких стычек. Почему сейчас так случилось - я не знаю. 

Я с венграми жил прекрасно, в колхозе разные национальности были – и все было нормально. Но я вам так скажу, пенсионеры в Венгрии имеют в 10 раз больше пенсии, чем у нас, а цены в Украине – в 10 раз выше.

Как отнеслись в селе к скандалу? Зависит, кто какой национальности. Есть такие, что считают это неправильным или что просто не надо было это делать. Правильно: в какое стадо попал – законы того стада должен выполнять.

Мы хотим жить в мире и покое. Мои дети отвоевали на фронте в Донецкой и Луганской области. И я бы не хотел того, что там происходит, здесь. Я страшно этого не хочу. И венгры этого не хотят – поверьте мне. Мы не хотим войны, мы уже тысячу лет вместе живем. Ну, спели – и спели. У нас есть семьи, где он – венгр, она – украинка, и наоборот. Общие дети. Сваты. Общие цимборы, как говорят, "друзья" на русском языке, - добавил наш собеседник.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Почему Венгрия опять провоцирует Украину