22 ноября
Загрузить еще

Плати – и не воюй? Что говорят эксперты о брони крупных налогоплательщиков

Плати – и не воюй? Что говорят эксперты о брони крупных налогоплательщиков
Фото: zt-rada.gov.ua (иллюстративное)

"Или работаешь, или воюешь" - статья под таким названием в украинском Forbes рассказывает об идее, которая обсуждается в Офисе президента. Речь идет о пересмотре правил бронирования от мобилизации.

Из госучреждений и предприятий критической инфраструктуры отсрочку от армии предлагается сшить на налогоплательщиков в большом размере. Не важно, к какой форме собственности относится предприятие или бизнес. Есть прибыль – плати и не рискуй жизнью на фронте. А нет...

Сейчас перед Украиной действительно стоят две важнейшие задачи – пополнять армию и пополнять бюджет. Последнее особенно актуально на фоне возможного уменьшения партнерской финансовой помощи. Но можно ли искать решение в плоскости неравенства гражданских прав? KP.UA искала ответ на этот непростой вопрос.

Противоречие равенства граждан

Новую идею поддерживает и пропагандирует бывший первый замминистра развития экономики Павел Кухта.

– Поскольку на эмоциях войну мы можем только проиграть – бронирование по уплаченным налогам однозначно нужно вводить, – написал он в Фейсбук. – …Война на истощение – это война экономик, и мерой эффективности в ней является уровень доходов, который человек создает для государства. Выдергивая из экономики высокопроизводительные кадры и отправляя их на низкие армейские должности, мы подрываем собственную обороноспособность. Понимание этой проблемы – демонстрация серьезного и грамотного подхода со стороны власти.

По словам Павла Кухты, сейчас обсуждается сумма 6000 гривен НДФЛ, что соответствует официальной зарплате в размере примерно 33 400 гривен. В ОП хотят распространить такой подход на ФЛП и резидентов "Дія.City" (правовое и налоговое пространство для IT-компаний)

Под сообщением за один день набралось без малого 400 комментариев. Большинство из них критичны, если не сказать возмутительны.

- 1. Противоречие равенства граждан перед законом. 2. Противоречит запросу на социальную справедливость. 3. Умножит в разы и без того избыточное социальное напряжение, - высказывает свое видение соучредитель партии "Демократический топор" Виктор Тригубов.

– Я очень надеюсь, что вы понимаете, в какую катастрофу толкаете страну. Мобилизация – это о справедливости и едином подходе для всех. Вы бы лучше идею лотереи в Британии подсмотрели, а не искали возможности для подобного вредного бреда, - пишет журналист Богдан Буткевич.

Комментаторы напоминают, что защищать государство – это конституционная обязанность каждого гражданина, что равенство перед законом – основа демократического общества, и что, в конце концов, российская ИПСО играет на том, что в Украине воюют бедные, а богатые армией откупаются.

Впрочем, есть и положительные отзывы.

- Идея экономически обоснована и это главное, что бы ни писало большинство комментариев здесь. Это сейчас у нас нехватка людей, а не денег на их содержание (хотя по деньгам тоже дефицит намечается). А что будем делать, когда начнутся задержки по выплатам? Ну ок, приняли отличный закон о мобилизации, набрали две-три сотни новых бойцов, а платить чем? Западная помощь она либо снарядами, либо на социалку (и то не факт, что будет).., – написал сотрудник платформы MyHeritage Денис Евстратенко.

Упоминают в комментариях и коррупцию в ТЦК и СП. Мол, деньги за бронь или "белый билет" платят военкомам, а так хоть будут платить в казну.

Откупаешься от долга – теряешь в правах

Неодинаково относятся к предложению и военные:

- По всем нормам НАТО на одного военного должны платить налоги 14 человек. Но никто из стран НАТО никогда не сталкивался с полномасштабной войной. Я думаю, идея неплохая, возможно, это простимулирует выйти в свет живущих и работающих в теневой экономике, - прокомментировал для KP.UA офицер ВСУ Денис Ярославский.

– Отрицательно! Воевать должны все! – коротко ответил на наш вопрос специалист по аэроразведке Юрий Касьянов.

Подобные идеи невозможно воспринимать однозначно. Если подобный закон будет иметь право на жизнь, то с определенными компромиссами, считает председатель правления Международной Лиги защиты прав граждан Украины Эдуард Багиров.

- Я предлагаю ввести понятие "военная индульгенция" - в значении прощения и "серый билет", - говорит правозащитник. – С одной стороны, предложение имеет смысл, потому что если человек захочет откупиться, он все равно будет искать, как это сделать – в карман военного комиссара или генерала. С другой, если человек законно откупается от своего гражданского долга, то он должен что-либо терять в своих гражданских правах. К примеру, владельцы "серых билетов" не смогут баллотироваться на выборах. Не хочешь защищать Родину – не можешь выступать от ее имени. Однако это тоже не может распространяться на всех, во всяком случае, должна решаться социально-экономическая составляющая. К примеру, бронь без последствий будут получать представители малого и среднего бизнеса, которые пекут хлеб, снабжают государственный сектор и армию продуктами, работают в коммунальной сфере. То есть будут выполнять важную для общества во время войны функцию.

Экономического чуда не будет?

Если отбросить эмоции и сосредоточиться на практической стороне вопроса, то многие комментаторы пишут, что реального наполнения бюджета не будет. Почему – проанализировал для KP.UA экономический эксперт, кандидат наук по государственному управлению Юрий Гаврилечко.

- Бюджет наполняется из-за работающей экономики, а не из-за попыток выжать из бизнеса больше, чем он имеет. Есть известная пословица американских индейцев: можно ловить рыбу, осушив озеро – на один раз хватит, а потом рыбы не станет. Чтобы было наполнение бюджета нужно запускать экономику, переводить ее на военные рельсы, создавать локальные замкнутые циклы производства того, что можем делать сами, - говорит эксперт. – А мы можем делать патроны и снаряды. Это не требует ни копейки внешнего финансирования, это делается либо через прямую эмиссию, либо через использование военных облигаций, либо через государственные заказы, есть другие варианты. Из всех большая часть средств будет возвращаться в государственный бюджет в виде налогов как прямых, так и налогов потребления (НДС, акцизы и т.п.).

Юрий Гаврилечко напоминает, что сейчас возрождены все проверки и налоги мирного времени.

– А война требует других механизмов налогообложения и регулирования. Вот летом прошлого года вернули НДС на топливо. Цены выросли с 30-40 гривен за литр до 50 гривен и больше. А зарплаты выросли на треть? Нет. Какая разница, сколько собирать с людей денег, если их у них мало.

Наш собеседник ссылается на народного депутата Ярослава Железняка, который на основе данных Пенсионного фонда составил следующую статистику по зарплатам украинцев:

– Почти 20% получают от 0 до минимальной зарплаты. Еще около 55% – от минимальной до 20 000 гривен. То есть уже есть 75% работающих, которые не вкладываются в формулу налогов 6 000+, - отмечает Юрий Гаврилечко. – Еще около 20% получают от 20 000 до 100 000, но средняя зарплата около 34 000. Это вкладывается в 6 000+, но статистика – вещь специфическая. Дифференциация зарплат у нас огромная, количество работающих за время войны существенно уменьшилось. Даже при фантастических предположениях будет около 25% тех, кто получает 34 000. Где-то 1,5 – 2 миллиона человек.

Эксперт напоминает, большую часть этих миллионов составляют женщины, потому что мужчины имеют меньшую продолжительность жизни и чаще умирают в трудоспособном возрасте, а часть из них еще и в рядах ВСУ и ТРО, поэтому на рынке труда их тоже нет. – То есть тех, кто получит бронь благодаря высокому налогу, выйдет где-то 500 000 человек. Умножаем их на 6 000 и получаем 3 миллиарда гривен в месяц. Но эти люди и сейчас такие налоги платят, то есть ничего больше не будет.

Европа не оценит и не одобрит

Скептически эксперт относится и к перспективам вывести в свет теневой бизнес.

– Я вам открою большой секрет: теневая занятость очень мало влияет на уплату налогов, формирующих государственный бюджет. Акцизы и НДС платят все. Единственное, что может не уплачиваться, это налог на доходы физлиц и единый социальный взнос. В производственной сфере теневой занятости практически быть не может, потому что туда постоянно прибегают контролеры. Остается торговля и сфера услуг, где расчет идет на платежеспособный спрос. Если вытащить их на свет и обложить большим налогом, стоимость существенно увеличится, а у клиентов не найдется лишних денег. Вместо теневого бизнеса будет инфляция и безработные.

Даже когда все безработные мужчины пойдут в армию, их нужно кормить, одевать, платить деньги, констатирует наш консультант.

– С экономической точки зрения такой закон, если будет принят, не имеет никакого смысла, – убежден Юрий Гаврилечко. – И поставит крест на вступлении Украины в Евросоюз. Ибо законодательно закрепленное имущественное расслоение и привязку прав к имущественному состоянию Европа расценивает как феодальное средневековье. Ни один европейский парламент не проголосует за вступление такой страны в ЕС.

Официального заявления по поводу новации или какого-либо документального ее оформления нет. Окончательно концепт также, пишет Forbes, ссылаясь на четыре анонимных источника в Верховной Раде. Вероятно, депутаты будут рассматривать идею между первым и вторым чтением закона обизменениях в мобилизации.

Комментарий политолога

Одного критерия быть не может

Владимир Фесенко, председатель правления Центра прикладных политических исследований "Пента":

- изменения в бронировании должны быть законодательно приняты. Это очень нужно для оптимальной мобилизации. Не такой, как сейчас, которая, к сожалению, дискредитирует и государство и бьет по репутации Вооруженных сил.

Нужна четкая законодательная фиксация: кто имеет право на бронь, какие группы населения, насколько выдается бронь, по каким основаниям, при каких условиях отменяется. Налог в 6000 гривен не может быть единственным и главным критерием. Гораздо важнее конкретные профессиональные группы – энергетики, сварщики, без которых не обойтись в тылу.

В чем я вижу смысл предложения? В том, что это сигнал: кто работает официально, тот имеет преимущества в получении брони. Другое дело, как оно сработает, если закон будет принят. К сожалению, у нас сейчас на военный учет берут именно официально зарегистрированных работников, они есть во всех базах данных, к ним на работу приходят военные комиссары. А теми, кто делает бизнес нелегально, не интересуются.