21 ноября
Загрузить еще

Украина – Беларусь: что дальше

Украина – Беларусь: что дальше
Фото: Фото: eurasia.film?

Украина отказалась признавать законность приведения к должности Александра Лукашенко.

"Учитывая ход избирательной кампании в Беларуси и дальнейшие события, сегодняшняя "инаугурация" Лукашенко не означает его признание легитимным главой белорусского государства", - заявил глава украинского МИДа Дмитрий Кулеба.

При этом он подчеркнул, что такая позиция Украины не является вмешательством во внутренние дела соседнего государства:

"Украина никогда никоим образом не вмешивалась во внутренние дела Беларуси, и всегда будет поддерживать белорусский народ".

Дилемма выбора: Лукашенко или Запад 

Украина оказалась перед выбором - кого поддержать: авторитарного лидера соседнего государства или мировое демократическое сообщество, которое не признает его избрание. С одной стороны, Беларусь – это близкая Украине страна, ее столица - площадка для Минских переговоров. А с другой - Киев сейчас ориентирован исключительно на Запад, его финансовую помощь, экономические связи и прочее.

В Евросоюзе и Великобритании уже заявили, что не признают Александра Лукашенко легитимным президентом Беларуси.

"Европейский Союз не признает их (выборов, - авт.) сфальсифицированные результаты. Исходя из этого, так называемая "инаугурация" 23 сентября 2020 года и новый мандат, на который претендует Александр Лукашенко, лишены какой-либо демократической легитимности. Эта "инаугурация" прямо противоречит воле значительной части населения Беларуси, выраженной в многочисленных, беспрецедентных и мирных протестах после выборов, и служит лишь дальнейшему углублению политического кризиса в Беларуси", – говорится в заявлении ЕС.

США и Канада также заявили, что не признают "инаугурацию" Лукашенко.

"Соединенные Штаты не могут считать Александра Лукашенко законно избранным лидером Беларуси", – сообщила пресс-секретарь Госдепа США и добавил, что ожидают национального диалога, который будет способствовать свободным президентским выборам.

Исходя из такой консолидированной позиции Запада Киев просто не мог принять иное решение. Тем более, что украинский МИД раньше заявлял, что все свои действия в отношении Беларуси Украина будет синхронизировать с партнерами.

- Мы не признали инаугурацию Лукашенко, потому что ее не признал Запад. А Украина все последнее время присоединяется к совместной позиции Европы и США. Нельзя долго было быть и "с красивыми и с умными", нужно было как-то определятся, - пояснил мотивацию Киева, бывший министр иностранных дел Украины Константин Грищенко.   

Политолог Олег Саакян считает, что отказ от признания инаугурации Лукашенко - вполне логичный шаг Киева: "Украинский парламент отказался признавать результаты президентских выборов в Беларуси. Если мы не признали их, то значит, не можем признать того, кто на них избран".

Дальше - дипломатическая война

Причин для дипломатической войны уже сейчас предостаточно. После того, как Украина вернула своего посла Игоря Кизима в Минск, белорусские пограничники демонстративно обыскали его машину на границе. Что является вопиющим нарушением Венской конвенции о дипломатических сношениях, согласно которой средства передвижения диппредставительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий. Тем не менее, Госпогранкомитет Беларуси сделал это и даже опубликовал видео обыска машины украинского посла в сети. 

- Обыск дипломата – это абсолютно неприемлемо в любой стране. И это также не логично, ведь не будет же посол, как они сами не раз заявляли, дружественной страны, перевозить в машине что-то недозволенное и противозаконное. Что они там ожидали найти – какого-то оппозиционера в багажнике? В данном случае это был явный и недружественный жест с белорусской стороны, - поясняет Константин Грищенко.

Украина направила белорусскому МИДу ноту протеста, но в Минске ее проигнорировали.    

"После инцидента вокруг обыска автомобиля посла Украины в Республике Беларусь украинская сторона направила ноту в МИД РБ с требованием предоставить объяснения и квалифицировать действия белорусских пограничников, на которую пока ответа не получено", - сообщили в украинском МИДе. Поэтому Украина оставляет за собой право действовать на основе взаимности.

- Игнорирование ноты протеста – это некрасиво, но все же является одной их форм реакции отвечающей страны. И это не очень хорошо характеризует белорусскую дипломатию. По большому счету - это признак слабости. Молчат тогда, когда не знают, что отвечать, а значит, сами виновны, - считает экс-министр иностранных дел Украины.

Плюс к этому стоит вспомнить, что Александр Лукашенко попытался спровоцировать кризис с хасидами, пустив их через свою территорию к украинской границе.

Впереди только обострение…

То есть именно Минск, а не Киев идет на осложнение двусторонних отношений. Стоит вспомнить и недружественные выпады Александра Лукашенко о "цветных революциях", заговоре Запада против Беларуси, в который вовлечена и Украина.

Чем может закончится такая эскапада белорусского руководства? Однозначно можно сказать, что ближайшее время улучшения отношений между двумя странами ожидать не стоит. Минимум - усиление дипломатической войны, фрагментами которой могут быть как громкие обвинения в адрес друг друга, так и более жесткие меры в виде высылки дипломатов. 

- Дальше стоит ожидать только обострения двусторонних отношений, причем со стороны Минска. Мы это уже видим – это обыск машины посла, несколько ранее была попытка создать Украине проблему с хасидами. То есть Лукашенко пытается сделать из Украины, наряду с ЕС и США, виновника его проблем. С позиции условного нейтралитета Лукашенко откровенно перешел на сторону России, - считает политолог Олег Саакян.

…и угроза северным границам

Если раньше Лукашенко убеждал, что "родной Украине" не стоит ожидать танков со стороны белорусской границы, то теперь он однозначно перешел к антиукраинской риторике.

- Теперь мы получаем еще тысячу километров границы недружественного государства - Беларуси. Для нас это новая угроза, и теперь придется отрабатывать планы по обеспечению безопасности северной границы. Уже сейчас в Беларуси есть немая группировка российских войск, численностью порядка 16-18 тысяч человек. Плюс к этому авиационно-тактическая группа российских ВВС под Могилевом, напротив нашей Черниговской области. Чтобы закрыть эту угрозу, нам нужно будет не менее двух бригад и нескольких батальонно-тактических групп, - рассказал "КП в Украине" военный эксперт Олег Жданов.      

Что с Минскими переговорами

Теоретически Александр Лукашенко может отказать в переговорной площадке по Донбассу в Минске. Когда она создавалась, это был предмет его особой гордости, так как таким образом он становился причастным к ключевым мировым событиям. Более того, на фоне агрессии России в Украине Лукашенко уже не казался Западу таким уж жестким диктатором, и некоторые санкции против Беларуси начали ослаблять. Теперь же западный мир и Украина напрочь отказались признавать легитимность Лукашенко. И он в отместку может отказать в площадке для переговоров по Донбассу.

Единственное, что может этому помешать - позиция России. Если Лукашенко откажет, тогда возникнет потребность в новой переговорной площадке. А такой которая устроила бы все стороны, сейчас нет. Украину устроили бы Берлин, Париж, Вена, но это не подходит России, так как автоматически усилит позицию украинской стороны. А западные лидеры не согласятся на страны СНГ. То есть, скорее всего, Минск, как и прежде, останется местом для переговоров по Донбассу.

- Это разные вещи - отношения между Беларусью и Украиной и переговоры по Донбассу в Минске. Кроме этого, против переноса переговорной площадки из Минска в Вену, как, например, предлагал Леонид Кравчук, будут против практически все участники переговоров. Туда не смогут приехать представители "ЛДНР" Пушили и Пасечник, в Европе они - персоны нон-грата. Россия будет против, чтобы не допустить усиления позиции Украины, если переговоры перенесут в Европу. Да и Францию с Германией вполне устраивает Минск, - пояснило политолог Кость Бондаренко.     

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Тихановская пообещала пробыть президентом не больше полугода