Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Польские политики: Задержание Славомира Новака – это политическая акция после выборов

Польские политики: Задержание Славомира Новака – это политическая акция после выборов
Фото: Фото: facebook.

Часы за 140 тысяч

Польская пресса гудит как улей! В понедельник, 20 июля, в Варшаве задержали бывшего члена польского Сейма, бывшего министра транспорта и, по совместительству, экс-главу "Укравтодора" Славомира Новака. Его подозревают в коррупции, руководстве организованной преступной группировкой и отмывании денег.

По данным польской прокуратуры, арест Новака – это результат международного расследования, проведенного объединенной группой прокуроров из Польши и Украины, а также украинской антикоррупционной службы НАБУ. Помимо высокопоставленного чиновника арестовали еще двух человек - бывшего командира воинской части 2305 "ГРОМ" ичастного предпринимателя из Гданьска. Об этих людях почти ничего неизвестно.

- Пока что задержанные находятся в прокуратуре, где их опрашивают, - сообщили в пресс-службе районной прокуратуры в Варшаве. - Параллельно спецслужбы проводят обыски в домах задержанных, а также в других местах.

Помимо этого, в польских СМИ всплыла информация о том, что Славомиру Новаку готовятся зачитать шесть обвинений, связанных с периодом, когда он работал главой "Укравтодора".

Напомним, Новак возглавил Службу автомобильных дорог Украины в октябре 2016-го. На должности обещал украинцам качественные европейские дороги. И кое-что ему удалось сделать. Например, Славомир Новак ввел в Украине европейский стандарт гарантий на строительство и ремонт дорог. По его инициативе с 2018-го все контракты на дорогах государственного значения заключаются с подрядчиком на условиях 5-летней гарантии на средние текущие ремонты и 10-летней гарантии - на капитальные. Также ввел в Украине новый подход к вопросам безопасности дорожного движения. Под его руководством была разработана Программа безопасности на дорогах со строительством кольцевых развязок, островков на въездах в населенные пункты, обустройством безопасных наземных переходов с островками безопасности и точечным освещением.

Работая в "Укравтодоре", Новак принял украинское гражданство, и это ему до сих пор не могут простить поляки. В сентябре 2019-го Национальное агентство по предупреждению коррупции передало дело в суд в связи с тем, что Славомир Новак в своей декларации за 2017 год недооценил стоимость личного автомобиля, а еще скрыл средства на банковских счетах. Спустя две недели после этого Новак подал в отставку, заявив о получении нового предложения о работе.

А ведь Новак уже во второй раз пытался скрыть свои доходы. Так, в 2013-м ему пришлось подать в отставку с должности министра транспорта, строительства и морской экономики во втором правительстве Дональда Туска. Тогда разгорелся скандал – высокопоставленный чиновник "забыл" указать в своей декларации дорогие часы Maxi Marine Chronometer стоимостью более 20 тысяч злотых (почти 140 тысяч гривен).

Новак возглавил Службу автомобильных дорог Украины в октябре 2016-го. На должности обещал украинцам качественные европейские дороги. Фото: facebook.

Прокуратура действует под диктовку?

После нынешнего задержания поляки припомнили Славомиру Новаку эти его дорогие часы. В комментариях в Фейсбуке польские пользователи не скупятся в проклятиях Новаку, называя его чуть ли не мафиози. А польская пресса вспомнила о доходах Новака на должности главы "Укравтодора". За год он получил 238 тысяч, то есть в среднем 19 тыс злотых в месяц. Для сравнения: когда пан Славомир работал в правительстве Туска, его годовой заработок составлял 162 тысяч злотых.

Однако у польских политиков совершенно другое мнение об аресте Славомира Новака. Большинство уверены, что его задержание – политическая акция. Якобы прокуратурадействует под диктовку политических распоряжений центра власти, то есть партии "Право и справедливость". Польские СМИ также напомнили, что Новак активно поддерживал на последних президентских выборах главного конкурента Анджея Дуды -  Рафаля Тшасковского.

- Я не знаю, в чем обвиняют Славомира Новака и что он сделал в Украине, но это меня не сильно удивляет, - заявил в программе польского радио I бывший премьер-министр Польши Лешек Миллер. - Выборы закончились, и теперь председатель (правящей консервативной партии "Право и справедливость". - Авт.) Ярослав Качиньский осуществит свою революцию, которая призвана укрепить их власть и ослабить оппозицию, так что задержание идеально вписывается в это намерение.

Томас Симоняк, заместитель главы партии "Гражданская платформа", заявил, что считает Новака честным человеком.

- Мы сотрудничали в одном правительстве, - подчеркнул Симоняк в комментарии изданию dziennik.pl. - Я считаю его невиновным, пока суд не осудит. Мир начался не вчера, и таких ситуаций, когда кто-то останавливает или арестовывает кого-то, а потом оказывается, что от этих обвинений мало что осталось, у нас было много.

ОФИЦИАЛЬНО

- НАБУ совместно с Центральным антикоррупционным бюро Польши и Окружной прокуратурой Варшавы разоблачили преступную группу во главе с бывшим и.о. председателя Государственного агентства автомобильных дорог Украины, цель которой заключалась в получении неправомерной выгоды от представителей компаний в сфере дорожного хозяйства, - сообщили в пресс-службе Национального антикоррупционного бюро Украины. – Преступные действия, по мнению следствия, начинались на территории Украины, а заканчивались получением неправомерной выгоды уже на территории Польши. Следствие установило, что упомянутая преступная группа действовала на протяжении 2016-2019 гг. В ее состав бывший руководитель "Укравтодора" привлек ранее знакомых ему граждан Украины и Польши.
Следствие установило ряд эпизодов, которые могут свидетельствовать о возможном получении бывшим руководителем "Укравтодора" неправомерной выгоды. Все эти случаи связаны с принятием решений об использовании средств, предоставленных международными финансовыми организациями в виде кредитов на ремонт украинских дорог. Общая сумма кредитных средств, которые преступная группа использовала как повод для получения неправомерной выгоды от компаний в сфере дорожного хозяйства, превышает 270 млн евро.

Если его вина будет доказана, Славомиру Новаку грозит от 8 до 12 лет тюрьмы.

СПРАВКА "КП"

45-летний Славомир Новак - выпускник факультета международных отношений Гданьского университета и факультета управления Гдынского морского университета.

Будучи студентом, в 1994 году основал свою рекламную компанию, а в 1999-2002 годах был президентом рекламного агентства Signum Promotion. В 2002 году он стал вице-президентом "Радио Гданьск".

 С юности интересовался политикой, был членом Либерально-демократического конгресса, Союза свободы, а затем партии "Гражданская платформа".

В 2007-2009 годах Славомир Новак был государственным секретарем в канцелярии премьер-министра Дональда Туска. В 2010 году он стал руководителем избирательного штаба Бронислава Коморовского на президентских выборах. В 2010-2011 годах занимал пост государственного секретаря в канцелярии президента.

18 ноября 2011 года президент Бронислав Коморовский назначил его на должность министра транспорта, строительства и морской экономики. Он занимал эту должность до 2013 года, до своей отставки, связанной с так называемым скандалом с часами.

С 19 октября 2016-го по октябрь 2019-го возглавлял "Укравтодор".

Женат, воспитывает сына и дочь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Что есть в декларации у нового главы НБУ

Некоторой недвижимостью Кирилл Шевченко с женой пользуется бесплатно.

Новости по теме: Укравтодор