Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Как власть не дает украинцам задавать неудобные вопросы

Как власть не дает украинцам задавать неудобные вопросы
Фото: Фото: pixabay.com

И вот откуда у нынешней молодой власти замашки старых коммунистов: поучить, приструнить, припугнуть, когда речь заходит о теме на злобу дня? Вот свежий пример. Во время рабочего визита в Житомир премьер-министр Алексей Гончарук общался с прессой так, словно перед этим прошел курсы политрука.

Оцените ответы: "Украинское правительство работает для того, чтобы люди жили лучше" - это о "соросятах", "Я думаю, это вопрос к Службе безопасности Украины" - это об инциденте с прослушкой кабинета премьера, "Я приехал сюда работать, дайте мне, пожалуйста, эту возможность" - это о зарплатах в правительстве. Ну а фраза "Доносите людям правильные вещи", относящаяся к работе журналистов, уносит нас в 70-е.

Стоит ли удивляться, что власть то так, то этак ворочает законопроектами и хочет их протащить, чтобы взять масс-медиа в ежовые рукавицы. Загнать пишущую братию в руководимую ассоциацию, ограничить в праве доступа к событиям, наказывать, если написали не так (пресловутый законопроект о дезинформации даже уголовную ответственность предусматривает).

А откуда информацию брать, если сам премьер показывает, что дело СМИ – это ходить за чиновником послушной стайкой, писать о том, о чем он там глаголет, и неправильных вопросов не задавать. А зададите – фиг ответ получите.

Прошли хорошие времена

Автор этого материала еще помнит времена, когда можно было свободно позвонить в райотдел милиции и узнать подробности криминальной истории. Или постучаться в какой-то из министерских кабинетов без страха, что тебя вышвырнет охрана. Такое явление, как пресс-служба, тогда еще только начинало развиваться.

Старт, я вам скажу, был неплохим. Перед лицом, которое отвечало за контакты со СМИ, ставилась задача помогать журналистам контактировать с чиновниками – находить комментаторов, подсказывать телефоны нужных служб. По большей части в пресс-службах работали люди с пониманием профиля ведомства. Они и сами могли компетентно ответить на многие вопросы, дать разъяснения по документам или сообщить подробности события.

Сегодня это исключительная редкость. Пресс-службы, во-первых, разбухли до размеров хорошего чиновничьего управления, поглощая хороший кусок наших с вами налогов. Во-вторых, туда набирают зеленую молодежь, и найти человека, который в теме разбирается весьма затруднительно. Хуже того – там проблематично найти человека, который уполномочен разговаривать с журналистом! В штате из десятка мальчиков и девочек таким правом, как правило, наделен кто-то один, гордо именуемый спикером.  Да и он произносит чаще всего одну-единственную фразу: "Напишите информационный запрос".

Пишите, Шура, пишите…

Как вам такой реальный диалог с зоопарком:

- Скажите, у вас слон африканский или индийский?

- Напишите информационный запрос…

Звонок в другой зоопарк:

- А как зовут маленькую бегемотиху?

- Напишите информационный запрос…

Написать не сложно, техника отработана. Но ведь информация нужна здесь и сейчас, а по законам "Об информации" и "О публичной информации" чиновники имеют право волокитить ответы 5 дней, в сложных случаях даже 20, а все случаи у них, как на грех, оказываются сложными.

Например, из Института национальной памяти на запрос "КП" в Украине" две недели нет ни ответа, ни привета. Уже и тема давно протухла. Бывший директор Владимир Вятрович, дай ему Бог здоровья, лично, "без отмазок", отвечал журналистам по телефону. Кстати, и его подчиненные не боялись давать комментарии. А новая "метла" вымела все вольности.

Чем больше демократии, тем сильнее зажимают

В конце октября прошлого года вступило в силу постановление Кабмина о новых правилах получения водительских прав. Так вот, ответа из Главного сервисного центра МВД об индивидуальной подготовке водителей я жду до сих пор. Видимо, уже не дождусь. Игнорировать журналистские запросы - тоже стандартная практика. Закон предусматривает за это ответственность, но о наказаниях как бы ничего не говорит.

- Писать жалобу можно в офис омбудсмена – о нарушении права на информацию, - говорит адвокат Клим Братковский. – Но пока будет длиться бюрократическая процедура, может пройти три месяца, истечет срок наложения штрафа.

Медиа-юрист констатирует, что не только журналистские, но и адвокатские запросы в министерствах часто оставляют без внимания.

- Или дают отписки, что информация является служебной, хотя это ложь, - отмечает юрист. – Такую тенденцию я наблюдаю с 2012 года. При Порошенко было хуже, чем при Януковиче, а сейчас еще хуже, чем при Порошенко.

Чем больше в нашей стране кричат о демократии, тем больше зажимают возможность узнать, как реально обстоят дела. Из помощников журналистов пресс-службы превратились в церберов. Знаю наверняка: полицейский, прокурор, любой чиновник, рискнувший поговорить со СМИ напрямую, рискует головой.

А тем временем ст. закона "Об информации" гласит:

"Информация о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления может быть получена средствами массовой информации ОТ ЭТИХ ОРГАНОВ НЕПОСРЕДСТВЕННО или через их информационные службы"…

То есть, запретами на коммуникацию власть нарушает закон, который обязана выполнять. Нарушает потому, что ей за это ничего не будет. А если журналист, обратившийся к альтернативным источникам, напишет с точки зрения власти дезинформацию, то его следует наказывать. Чтобы читал пресс-релизы, слушался премьера и неудобных вопросов не задавал.

"Читайте, там все написано"

"Читайте наш пресс релиз" - вот еще одна фраза, которую любят повторять в пресс-службах. Релизы – это великий жанр как по стилю, так и способу создания.

Допустим, происходит криминальное событие. Девочку из пресс-службы посылают узнать, что можно написать на официальном сайте ведомства. Рождается маленькая заметка про "предмет, похожий на пистолет", которая до буковки согласовывается с начальством прежде, чем появиться на сайте. И из которой ничего толком не понятно. Но девочка очень обижается, когда вы пытаетесь что-то уточнить или узнать подробности ЧП.

- Там же все написано! – строго указывает она. И начинает читать журналисту, который зубы съел в юрисдикции, лекцию о тайне следствия, защите персональных данных, уголовной ответственности…

Опять же приходится обращаться к источникам, искать свидетелей, опрашивать экспертов. Словом, заниматься поиском информации, которая, по мнению власти, конечно же может оказаться искаженной.

А тем временем право получить ответ на запрос по телефону тоже отражено в законах об информации и о публичной информации:

"Запросы могут подавать в УСТНОЙ, письменной или другой форме… по выбору запрашивателя."

Постскриптум

Зачем мы рассказываем это вам, дорогие читатели? Нет, не за тем, чтобы вы узнали, как приходится работать и пожалели нас. А чтобы поняли, как те, кто живет за ваши налоги, стремятся закрыться от вас, не говорить о том, о чем вы хотите узнать, наполнить масс-медиа сведениями, которые выгодны им. Чтобы вы усвоили как мантру: "Украинское правительство работает для того, чтобы люди жили лучше" и тоже перестали задавать неудобные для власти вопросы.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Надо доработать: законы о медиа и дезинформации не понравились Западу.

Новости по теме: СМИ Журналисты Власть