В пятницу, 20 декабря, в парламенте ожидаются ожесточенные баталии. В этот день народные депутаты планируют рассмотреть и отправить в Конституционный суд Украины президентский законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины в части децентрализации.
Глава государства подал на рассмотрение парламента этот законопроект еще 13 декабря. Но текст документа в свободном доступе появился только вечером 15-го, практически в тот момент, когда президент смотрел концерт новогоднего "Вечернего квартала" во Дворце "Украина".
Документ вызвал оживленные дискуссии в политических и экспертных кругах. Звучат даже опасения, что Зеленский своим законом подталкивает Украину к федеративному строю. Хотя, справедливости ради, подобные законодательные инициативы Верховная Рада уже проходила. В августе 2015 года в первом чтении был принят документ авторства Петра Порошенко, который на 90% дублирует законопроект Владимира Зеленского.
Своим законопроектом президент предлагает новое административно-территориальное деление. Вместо районов будут округа, а облгосадминистрации заменят исполкомы облсоветов. Это означает, что руководить областью будет не назначенный из Киева "губернатор", а исполкомы, избранные местными жителями.
Но столичные "надзиратели" в регионах все-таки будут. Их роль выполнят префекты – представители центральной власти в округах. Они будут назначаться по процедуре, которая на сегодняшний день прописана для глав ОГА, то есть по представлениию Кабмина президент будет их назначать/увольнять. В законопроекте четко указано, что префекты назначаются на 3 года.
В регионах префекты займутся обеспечением взаимодействия и координации территориальных органов исполнительной власти. Также в их компетенции приостановить любое решение местных советов, если оно, по их мнению, противоречит Основному закону страны или угрожает национальной безопасности. Чтобы приостановить решение, префект обращается с соответствующей инициативой к президенту. Глава государства может не только утвердить приостановку документа, но и вообще заблокировать полномочия главы местного совета, на место которого назначается "временный государственный уполномоченный". В одночасье президент обязан обратиться в Конституционный суд с просьбой дать оценку акту местного совета. На все про все – 7 дней. И если КС решит, что акт неконституционный, местный совет распускается и идет на перевыборы. Такие же идеи была выписаны и в законопроекте Порошенко, образца 2015 года.
Закон предусматривает, что выборы в новые местные органы – главы общин, окружных и областных советов - должны пройти в течение 90 дней после вступления в силу закона. В кулуарах парламента озвучивается прогноз, что к февралю президентский законопроект будет принят во втором чтении, и в мае могут состояться досрочные местные выборы. Новую местную власть украинцы изберут на 4 года. Глав окружного и областного советов, согласно закону, будут избирать на 1 год с правом ротации. А не позже 1 марта 2021 года президент должен назначить первых префектов.
Еще одно ключевое предложение – менять границы и названия областей без внесения изменений в Конституцию. Для этого сейчас из нее хотят убрать норму с конкретным перечнем областей. А потом принять отдельный закон, определяющий порядок создания, изменения границ и переименования областей, округов и громад. Для чего это нужно? В будущем это даст возможность народным депутатам простым большинством в 226 голосов (а не конституционным в 300) менять границы регионов Украины.
Больше всего конституционный законопроект Владимира Зеленского раскритиковали во фракции "Европейская солидарность" Петра Порошенко. Хотя сам Петр Алексеевич по состоянию на 19.00 16 декабря ни словом, ни полусловом не прокомментировал инициативу президента. Его внимание было приковано к другой теме. В своем "Фейсбуке" Порошенко комментировал увольнение с поста главы наблюдательного совета Украинского культурного фонда супруги Марины Порошенко.
Вместо Порошенко критиковали Зе-законопроект "говорящие головы" фракции "Европейская солидарность" Ирина Геращенко, Виктория Сюмар и Ирина Фриз. Они между строк законопроекта прочитали угрозу федерализации страны.
"Появился текст изменений в Конституцию в части децентрализации. Федерализации нету. Но есть возможность внедрять особый статус любых территорий только 226 голосами, то есть на уровне законов. А не Конституции. Вот такая хитрость", - написала на своей страничке в "Фейсбук" Виктория Сюмар. В свою очередь Ирина Геращенко на заседании согласительного совета глав депутатских фракций и групп сказала, что "быстрый анализ показывает, что президент под видом префектов вводит своих смотрящих".
- Он сможет прекращать полномочия мэров или советов, ликвидировать общины, по представлению префектов будут назначаться какие-то государственные уполномоченные. Вместо народовластия – диктатура. Постсоветские люди во власти решили уничтожить европейскую модель государства и строить нью-СССР с генсекретарем во главе, - заявила Геращенко.
Лидер "Голоса" Святослав Вакарчук не заметил президентского законопроекта о децентрализации. Не комментировал документ и глава фракции "Голос" в Верховной Раде Сергей Рахманин. Лишь депутат Роман Лозинский лаконично упомянул на своей страничке в "Фейсбук", что законопроект нужно "анализировать с холодным умом".
Лидера "Батькивщины" Юлию Тимошенко тема децентрализации от Зеленского не зацепила. ЮВТ продолжает отыгрывать тему земли – продления моратория на продажу на три года и проведения тематического референдума. От "Батькивщины" законопроект в "Фейсбук" прокомментировала народный депутат Алена Шкрум. Она назвала плюсы и минусы.
"Ликвидировать ОГА и РГА - моя давняя мечта. Кроме того, закрепляются полномочия местного самоуправления и гарантии их финансовой независимости. К примеру: "Государство компенсирует расходы органов местного самоуправления, вызванные решениями органов государственной власти". Это - залог настоящей децентрализации, которая игнорировалась последние 4 года. Но вот как это будет выполняться, это, правда, другой вопрос, - пишет Шкрум. – Напрямую нет нормы об особом статусе для Донбасса. Но есть, пожалуй, еще более рискованная норма о том, что: "Исключительно законами Украины определяется: правовой статус административно-территориальных единиц". А это значит, что особый правовой статус Донбасса можно будет легко сделать через закон в 226 голосов, не нарушая Конституцию.
Среди минусов законопроекта Шкрум также назвала централизацию власти через создание института перфектов с огромными полномочиями.
Раскритиковали законопроект во фракции "Оппозиционная платформа – За жизнь". Сопредседатель политсилы Виктор Медведчук заявил, что законопроект Зеленского о внесении изменений в Конституцию Украины относительно децентрализации власти не имеет ничего общего с реальной децентрализацией, даже наоборот ‒ такого рода законопроект лишь укрепляет и развивает вертикаль президентской власти.
- Расцениваю в данном случае этот законопроект, эти предложенные президентом изменения в Конституцию как направленные на утверждение и дальнейшее развитие вертикали власти президента, введение института префектов, которые будут обладать надзорными и контрольными функциями, то есть механизмы и институты того, как можно сконцентрировать и подчинить власть на местах и в целом местное самоуправление центральной власти, то бишь президенту страны. Ничего общего с децентрализацией это не имеет. Эти процессы я бы назвал централизацией, -сказал журналистам Медведчук.
В пропрезидентской фракции документ авторства Владимира Зеленского, естественно, защищают, называют его важным шагом на евроинтеграционном пути страны.
- Очень сбалансированный законопроект. Он касается завершения реформы децентрализации. И та трехуровневая система, которая заложена в проекте изменений в Конституцию, она действительно является приближенной к европейским образцам, - заявил глава партии "Слуга народа", замглавы фракции Александр Корниенко.
В кулуарах парламента звучат прогнозы, что если 20 декабря народным депутатам удастся отправить законопроект Зеленского на экспертизу в Конституционный суд, то можно предположить, что на финальное голосование документ вынесут уже в феврале. Принятие законопроекта будет означать проведение местных выборов в 90-дневный период. То есть, в мае пойдем выбирать местную власть, хотя очередные местные выборы запланированы на октябрь 2020 года.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Планы Рады: Избирательный кодекс, неприкосновенность и децентрализация