Итак, попытка номер два: Владимир Зеленский росчерком пера вернул в Уголовный кодекс статью об ответственности за незаконное обогащение. Похожую на ту, за которую боролись депутаты прошлого созыва, потом сами же на нее напоролись и в итоге отменили через Конституционный суд. В новой редакции прошлые ошибки вроде бы учтены, но сомнения все равно остаются. Однако, главное – Всемирный банк уже дал свое "одобрямс" нашим антикоррупционным потугам, да и МВФ должен быть доволен. Как дальше пойдет – покажет время.
Инициаторы законопроекта ссылаются на простую логику: когда человек живет в трехэтажном особняке, ездит на "Бентли", имеет миллионные счета и при этом получает зарплату госслужащего, он или берет взятки или копается в государственных закромах. Но всех за руку не схватишь. Поэтому применяется простая формула: доходы человека сравниваются с его расходами и если разница высока, то он точно виноват – даже если не поймали "на горячем".
Подписанный президентом закон вводит в Уголовный кодекс статью 368 прим.5, которая предусматривает, что если активы чиновника, депутата, прокурора, судьи или любого, кто кормится из государственного бюджета более чем на 6 миллионов превышают его законные доходы, то за это грозит от 5 до 10 лет лишения свободы.
Закономерный вывод: воруй, но умеренно – этак на пять миллионов с "хвостиком". Но тут поджидает другая засада: гражданская конфискация. В международном праве ее называют конфискацией вне уголовного преследования. Когда казнокрада или мздоимца не могут взять с поличным, а он жирует не в меру, Национальное агентство по борьбе с коррупцией подает в суд иск с требованиям отобрать у чиновника излишки.
Эти излишки начинаются с миллиона гривен. Отсюда опять вывод: воровать нехорошо, но до миллиона тебе простят. Напоминаем, если не поймали "на горячем"! Иначе наступает прямая уголовная ответственность.
Вопрос ребром: поможет ли новый законопроект в борьбе с коррупцией? С этим вопросом мы обратились к юристам.
- Я считаю, что да, - говорит адвокат Виктор Петруненко. – Если взяться за работу по-настоящему, будут горы дел. Но таковы наши реалии. Я считаю, что сегодня Национальное антикоррупционное бюро и Государственное бюро расследований должны работать по 16 часов в сутки с одним выходным днем. Иначе стране не выбраться из состояния глубокого кризиса.
В то же время многие юристы критически относятся к новому закону, считая, что он: во-первых, попирает святые права собственности, чем может отпугнуть инвесторов, во-вторых, все равно нарушает Конституцию. А именно: презумпцию невиновности.
- Конфискация имущества – это наказание, как ее не назови – хоть гражданской, хоть уголовной, - говорит адвокат Александр Плахотнюк. – А наказания не может быть без доказанной вины. И потом, у кого именно будут конфисковывать? Опыт прошлых лет показывает, что уголовные производства по незаконному обогащению открывали против депутатов и топ-чиновников. Хотя каждый второй прокурор и судья подпадает под эту категорию.
По мнению юриста, и сейчас новый закон будут применять избирательно. Депутаты прошлого созыва выбрались сухими из воды, а нынешних не грех макнуть. И не факт, что по искам обиженных через год-два Конституционный суд снова отменить пресловутую статью из-за нарушений Основного закона.
- В любом случае правоприменители закона должны понимать: любой чиновник, любой депутат может оспорить привлечение к уголовной ответственности, аресты и конфискации в Европейском суде по правам человека, - говорит адвокат Иван Либерман. – А шансы на выигрыш очень велики.
Адвокат напоминает, что каждая победа ЕСПЧ обходится Украине в среднем в 8 до 10 тысяч евро из бюджета.
НАГЛЯДНО
|
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ