На прошлой неделе Верховная Рада Украины провалила голосование по созданию Временной следственной комиссии для расследования трагедии в Одессе, произошедшей 2 мая 2014 года. Данную инициативу поддержали всего 79 народных депутатов, еще 73 проголосовали против.
Сама по себе комиссия следствием не занимается, однако депутаты могли повлиять на работу Генеральной прокуратуры и дать толчок расследованию. Об этом "КП" в Украине" рассказал народный депутат от "Оппозиционной платформы "За жизнь" Николай Скорик. Именно он был инициатором создания ВСК и именно он должен был ее возглавить.
- Вообще, парламент это политический, а не следственный орган, поэтому целью комиссии было сдвинуть расследование с мертвой точки. Сегодня обществу неизвестно вообще ни о каких результатах. Эта ситуация находится на контроле ООН и в Совете Европы. Есть соответствующие доклады этих организаций, где указывается, что Украина не расследует это дело, - говорит Скорик.
Если посмотреть на результаты голосования, то можно сделать вывод, что общую позицию по данному вопросу не сформулировала только фракция "Слуги народа", которая является самой многочисленной в парламенте. В президентской политсиле создание комиссии поддержали только 32 депутата, а 36 вообще выступили против.
- Для меня было очень странно, что не собрали достаточно голосов. Если "Слуга народа" не хотела создания этой комиссии, то можно было поступить намного проще – не выдвигать своих представителей и эта тема умерла бы сама по себе. Но они дали членов комиссии. По квотному принципу у них там было большинство. На должность главы комиссии предложили меня, но заместитель был их.
Насколько мне известно, за несколько минут до голосования им пришло смс, что у них свободное голосование по этому вопросу. В итоге голосов не набрали. Я считаю, что это политическая игра со стороны "Слуги народа". Мы на фракции решим, как нам на это реагировать, участвовать или не участвовать в этом, - отмечает Скорик.
"КП" в Украине" несколько дней пыталась связаться со "слугой народа" Алексеем Леоновым, который должен был стать заместителем главы комиссии, но он так и не вышел на связь. В итоге ответить за своих коллег решился Макс Бужанский. По его мнению, проблемы возникли еще на стадии обсуждения создания ВСК.
- Это вопрос личного отношения каждого. Там еще была определенная неорганизованность, возникла дискуссия в момент обсуждения создания самой ВСК и часть фракции видимо решила ее переформатировать, создав заново с другими полномочиями и, возможно, делегировав туда своего главу. Но о истинных причинах мне сложно судить. Лично я голосовал "за", поэтому комментировать коллег, которые проголосовали по-другому, мне сложно, - говорит Макс Бужанский.
Несмотря на неудачное первое голосование, депутаты не отказались от идеи создания временной следственной комиссии. Более того, с данной инициативой повторно выступила "Оппозиционная платформа "За жизнь" и "Слуга народа".
- Сейчас "Слуга народа" подала свой проект, и наша фракция по-новому подала свой проект. В любом случае мы готовы к обсуждению этого вопроса и считаем, что главное это результат, - отметил Николай Скорик.
Тем временем Бужанский сетует на неэффективность парламентских следственных комиссий, но в то же время отмечает, что пробовать все равно нужно.
- Честно говоря, за предыдущие 28 лет временные следственные комиссии себя никак не проявили. И сейчас никакого расследования по Одессе не существует. Но это не повод для того, чтобы не пытаться. Все эти следственные органы нужно пинать, трясти их за шиворот и таким образом стимулировать их деятельность, - говорит Макс Бужанский.
В Доме профсоюзов в центре Одессы 2 мая 2014 года погибли 48 человек, более 200 получили ранения. Большинство жертв трагедии погибли во время пожара внутри здания. Расследование столкновения между активистами Антимайдана и проукраинскими активистами продолжается. Специалисты, занимающиеся расследованием событий 2 мая в Одессе, с самого начала заявили, что судебные тяжбы могут продлиться несколько лет.
Из погибших девять человек отравились угарным газом, еще пять человек получили ожоги дыхательных путей в комбинации с отравлением неизвестными газами, а самая большая группа – 14 человек отравились дымами и испарениями. Всего из 48 погибших, 41 – мужчина, 7 женщин.