Первая пресс-конференция освобожденных моряков продлилась не больше часа. На вопросы журналистов отвечали капитан второго ранга Денис Гриценко, командир "Яны Капу" Олег Мельничук, старший комендор катера "Бердянск" Андрей Артеменко и член экипажа "Никополя" Андрей Опрыско.
На большую часть вопросов ответил Денис Гриценко - командир 1-го дивизиона кораблей охраны рейда морского командования. Он извинился за волнение и проблемы с государственным языком после "долгого пребывания за рубежом". Он же попросил не беспокоить моряков в ближайший месяц - сейчас у них отпуск и реабилитация.
Во время вступительного слова Денис Гриценко показал рисунки детей, которые поддерживали моряков.
- Письма детей это отдельная история. Я не могу передать, когда министерство образования прислало два пакета А4, там были письма детей. Я извиняюсь, я хочу показать их. Когда были очень тяжелые времена, лично я открывал все конверты и они мне давали и силу духа и воли. Вот кораблики, кораблики с поддержкой. Я скажу вам, это сильно! Это наше будущее и для него мы сделаем все.
|
На вопрос журналистов, были ли моряки готовы к агрессии России во время прохода из Одессы в Бердянск, Гриценко сказал, что они "знали куда идут".
- Переход из Одессы в Бердянск был плановым. Получили боевое распоряжение, ребята выполняли. Инструктаж возможных действий РФ был. Мы знали куда идем. Нас предупредили, что возможны разные провокации и действия неординарные. Я был готов, что будут дополнительные действия, агрессия. Мы туда шли с мирными целями.
- Мы шли туда не с целью использовать оружие. Это был мирный переход, есть нормы международного морского права и договор между Украиной и Россией о использовании Керченского пролива. Эта ситуация, на мой взгляд, не была предположена ни одной стороной. Никем. Это очень нештатная ситуация, из которой решение приходилось принимать здесь и сейчас… РФ в неофициальной обстановке просила выйти за 12-мильную зону и ждать. А уже часа через 3-4 они выработали стратегию, на мой взгляд, и они уже были готовы действовать по своему сценарию, скажем так…
Планово я вышел в эфир, за четыре часа, дал координаты. Нам пришли подтверждения, они есть до сих пор. Мы переговаривались с Керчпогранконтролем, они говорят, да проходите, параллельно береговая охрана ФСБ говорит - мы вам запрещаем проход в 12-мильную зону. Они обвинили нас, что мы не предупредили их заранее о проходе. Потом сказали, что не разрешают движение в связи с погодными условиями. Я не знаю, кто там сидел – представители власти или ФСБ.
Когда все началось, мы вышли из Керченского пролива и нам еще 12 миль было идти до нейтральных вод, был записан "голос Левитана", как в советские часы "От советского информбюро". Это были подготовленные записи "Вы нарушили государственную границу Российской Федерации". После выработки стратегии у них была команда остановить нас всеми имеющимися средствами. Я принял решение играть теми же монетами. Я включил все каналы, знал, что находятся рядом суда – пусть тогда знают все. Я полтора часа говорил, что мы такие-то, движемся, оружие не применяем.
- Насчет присутствия в Черном море кораблей ВМС решение приняло СНБО в 2018 году. Два корабля предварительно были туда передислоцированы. Планово было еще две единицы.
- Был момент, когда я сам себя психологически довел до того, что один глаз у меня дергался постоянно, а второй почти перестал видеть. Из-за того, что я эту ситуацию постоянно осмысливал. У меня люди ранены, может я виноват, прошло время, я разобрал все виды ситуаций, которые могли случиться. Может бог меня вел, может третья сила. Мы сделали все, что нужно было. Было бы иначе, может быть, нас не было бы.
- Сначала отношение было как не до людей. Когда уже было освещение СМИ ситуация поменялась на глазах. Это была очень большая разница. Отношение было даже с опаской. Но тюрьма есть тюрьма, там нет друзей, но даже младшие надзиратели ко всем уважительно относились, гуманно. Но было печально, камера, потолок, горел постоянно свет, на душе тоска и горе.
Украинских моряков поддерживал осужденный сейчас российский активист Константин Котов. Он получил четыре года колонии за нарушения закона о митингах.
- Люди есть люди. Неважно, где они находятся. Этот человек помогал каждому военнослужащему из нас, по другому просто не может быть. Мы ему будем помогать. Когда было заседание Апелляционного суда, мы даже с ним были в одном автозаке… Там есть час для переоценки ценностей. Не дай бог кому-то оказаться в этой ситуации, но она тоже научила чуть-чуть жизни другой, - сказал Гриценко.
Про Котова на своей пресс-конференции говорил и Олег Сенцов.
- Вчера была встреча с начальником Генерального штаба. Этот вопрос был озвучен. На протяжении трех недель сказали, что вопрос будет решен и ребятам вручат ключи непосредственно от этих квартир. Квартиры буду там, где находятся военнослужащие – в Одессе.
- Мы военнослужащие ВС Украины. Я этим горжусь как и другие ребята. Если нужно поехать и выполнять распоряжение я готов сейчас. Я на 100% уверен, что и остальные тоже. Все 24 моряка готовы продолжить службу в рядах ВС Украины, - сказал Гриценко.
Владимир Зеленский встретился с моряками на парковом дворе Мариинского дворца. Пригласили и родных моряков. Президент признался, что обмен сложно было держать в секрете, так как было привлечено много людей. Зеленский подарил морякам президентские часы, а в ответ получил приглашение на свадьбы. Ранее приглашением на свадьбу Андрея Эйдера похвастался Петр Порошенко.