Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Гройсман затеял хитрую игру

Гройсман затеял хитрую игру
Фото: Фото: facebook.com/volodymyrgroysman

Процесс отставки правительства запущен. 24 мая в парламенте было зарегистрировано заявление премьер-министра Владимира Гройсмана. На 30 мая в Верховной Раде запланировано голосование по этому вопросу. Смогут ли народные депутаты отправить в отставку Гройсмана и почему ему так важно получить приставку "и.о. премьер-министра".

Уволить конституционным большинством

- В четверг, в соответствии с законом, коллеги, мы должны рассмотреть вопрос об отставке Кабмина, - заявил на согласительном совете глав депутатских фракции и групп спикер Андрей Парубий. 

Предполагается, что кадровый вопрос народные избранники рассмотрят ближе к полудню, сразу после "аграрного пакета" законов. Хватит ли голосов "за" увольнение премьера? Скорее всего, да, и с лихвой.

Публично о готовности поддержать решение Гройсмана уже заявили во фракциях "Народный фронт" и "Оппоблок", а также намекнули в БПП. Предварительная договоренность о результативном голосовании якобы достигнута и с представителями двух депутатских групп – "Видродження" и "Воля народа". За компанию готовы нажать зеленые кнопки и депутаты фракции "Самопомич". То есть, за отставку может найтись даже 300 голосов - конституционное большинство!

- Любой исход голосования выгоден Гройсману. Если депутаты проголосуют за отставку – он останется премьером, хоть и с приставкой "и.о." до формирования новой коалиции и состава правительства, если не проголосуют – остается премьером. Беспроигрышный вариант, - говорит политолог Андрей Золотарев.

Избежать отчета

Но все-таки наиболее выигрышный для Гройсмана сценарий – результативное голосование. В разгар парламентской предвыборной кампании оставаться в кресле премьера с приставкой "и.о." - мечта политика, так как влияние и административные и финансовые возможности велики, а ответственность можно переложить на кого-то другого. Например, на президента Владимира Зеленского.

- Исполняющий обязанности главы правительства - это человек, который имеет колоссальное влияние в стране, доступ к госресурсам, но при этом может снимать с себя ответственность за принятие важных, но непопулярных решений, и, допустим, перекладывать ее на президента, который так торопил правительство с отставкой, - рассуждает политолог Алексей Якубин.

По словам эксперта, Владимиру Гройсману чрезвычайно важно, чтобы 30 мая народные депутаты проголосовали только за удовлетворение его заявления об отставке, и не требовали отчет правительства за три года работы.

- Одно дело уволиться по собственному желанию, а другое дело – по вотуму недоверия к работе правительства. Если в повестке дня возникнет вопрос об отчете, то Гройсману придется отвечать на весьма неудобные вопросы: высокие тарифы, медицинская реформа, уровень безработицы… Имидж политика-хозяйственника начнет сыпаться на глазах. А зачем Гройсману, который собрался на парламентские выборы, лишний негатив в разгар предвыборной кампании? - отмечает Якубин.

Премьеров по осени меняют

В статусе и.о. премьер-министра Гройсман имеет высокие шансы проработать минимум до осени.

- Чтобы Владимир Борисович покинул пост премьера, нужно чтобы в парламенте была сформирована новая коалиция, которая бы в свою очередь выдвигала кандидатуру нового главы правительства и проголосовала за новый состав Кабмина. На сегодняшний день технически создать новую коалицию невозможно. Так что Гройсман, скорее всего, остается во главе правительства до создания коалиции уже в новом созыве Верховной Рады, - анализирует политолог Сергей Быков. 

Когда соберется новый состав ВР и сформирует коалицию, прогнозировать сложно. Если досрочные выборы в парламент пройдут по графику (21 июля), то теоретически новоизбранные депутаты могут собраться на первое заседание ВР уже в середине-конце августа, затем еще месяц отводится на формирование коалиции, выдвижение кандидатуры премьера.

Но не исключен вариант, что дата досрочных выборов в ВР будет сдвинута во времени. А все из-за того, что парламент не внес изменения в закон "О госзакупках", и ЦИК не может быстро провести необходимые для избирательного процесса тендеры. В кулуарах ВР активно ширятся слухи, что депутаты будут тянуть с данными законодательными поправками максимально долго, чтобы максимально близко приблизить дату досрочных выборов к 27 октября (дате очередных выборов в ВР, - авт.). В таком случае имя преемника Гройсмана станет известно лишь в ноябре-декабре.

- Вероятность такого развития событий есть, хотя я ее оцениваю не выше 30%, - говорит политолог Андрей Золотарев. – Президентские выборы показали, что рокировка политических элит неизбежна. И чем дольше и больше нынешний парламент будет противиться перезагрузке, тем вероятнее, что в будущем созыве ВР не увидим "старых" лиц.

Вопрос ребром

С кем пойдет на выборы и станет ли вновь премьером?

Владимир Гройсман намерен принять участие в предстоящих парламентских выборах с собственной политической силой "Украинская стратегия". Как анонсировал премьер, это будет партия "людей, которые имеют молодость, уже опыт и четко понимают, что нужно государству".

В СМИ появлялась информация, что в партию Гройсмана могут войти часть представителей "Народного фронта", в том числе и экс-премьер Арсений Яценюк, и даже мэр Киева Виталий Кличко со своими ближайшими соратниками от "УДАРа".

- Такое политическое объединение будет напоминать "братскую могилу". Это только в математике два минуса дают плюс. Если сложить антирейтинг Яценюка и минимальный (анти)рейтинг Гройсмана, то 5%-ный проходной барьер в парламент политсила с таким лидерами не преодолеет, - считает Алексей Якубин.

Политолог отмечает, что теоретически у Гройсмана будут шансы провести свою партию в Раду, если в ней не будет политиков и чиновников, к которым у общества накопилось много вопросов.

- Единственный шанс у Гройсмана попасть в следующий парламент – баллотироваться по мажоритарному округу. Свою партию, которую он намерен формировать с чистого листа, вряд ли он сможет провести в Верховную Раду, - убежден Сергей Быков.

А история украинской политики еще не знает случаев, когда мажоритарщики или лидеры маленьких фракций по итогам коалиционных переговоров возглавляли правительство.