Год назад глава государства был уверен, что в апреле 2019 года второй президентский срок ему обеспечен. Он считал своим главным оппонентом Юлию Тимошенко, а высокие показатели Владимира Зеленского в социологических опросах воспринимал как "идиотский троллинг-привет" от олигархов, с которыми не смог найти общий язык.
Даже в сентябре-октябре 2018-го, когда окружение начало убеждать Петра Алексеевича не списывать со счетов "комика", а разворачивать два мощных информационных фронта – против Ю и против Зе, Порошенко все еще отвечал: "не смешно".
"Озарение" наступило в начале февраля 2019 года. Слишком поздно. Поезд электоральных надежд Петра Алексеевича мчался со скоростью "гиперлупа". Последние полтора месяца команда Порошенко боролась не за победу, а за максимальное сокращение разрыва с ближайшим оппонентом.
"Как вы прекрасно понимаете, у президента тоже есть телевизор и Wi-Fi, так что наивно было считать, что никто трезво не оценивал объективные цифры и не был в состоянии спрогнозировать результат. Безусловно, какое-то время тому назад с таким исходом этих выборов всем пришлось согласиться. Не скажу, что очень давно, но не вчера", - откровенничал в вечер выборов на своей страничке в Фейсбуке весьма приближенный к Администрации президента народный депутат от БПП Александр Грановский.
Выслушав мнения многих украинских политологов относительно того, что стало подножкой к еще одной президентской "пятилетке" Петра Порошенко, "КП" в Украине" составила топ-10 основных причин проигрыша.
"Каких вам, б…, реформ не хватает?" - эта фраза Петра Порошенко во время телефонного разговора с одним из чиновников стала в каком-то роде пророчески-определяющей. В 2014 году будущий президент очень много и красочно обещал, причем обещал в кратчайшие сроки. Выиграл в первом туре. Получил президентскую булаву. Украинцы включили таймер…
Власть вроде бы генерировала "реформы" - антикоррупционная, медицинская, образовательная, децентрализация, новой стала армия, получен безвиз с ЕС… Но слишком долго и болезненно запускался двигатель реформ. За это время многие успели разувериться, а еще больше – банально не ощутили (не ощущают) результатов этих реформ, глядя в свой кошелек, открывая холодильник, слушая новости о непрекращающихся военных действиях в Донбассе.
Подкосила позиции президента и его кадровая политика. Рейтинг Порошенко начал таять, когда под кума президента Юрия Стеця в 2015-м было создано ведомство с абсолютно непонятными для многих функциями – Министерство информационной политики. Когда под другого кума - Юрия Луценко - в 2016-м поменяли законодательство, чтобы он, не имея юридического образования, стал генпрокурором. Когда в 2018-м под его бывшего пресс-секретаря Ирину Фриз создали Министерство ветеранов. Поубавилось симпатиков у Порошенко и после того, как его старший сын стал народным депутатом.
Перекликается с предыдущей причиной. В окружении Петра Порошенко журналисты в течение последних лет фиксировали тотальную коррупцию. К примеру, героями антикоррупционных расследований становились армейский друг, бизнес-партнер и экс-глава фракции БПП в Верховной Раде Игорь Кононенко, бизнес-партнер президента, экс-замсекретаря СНБО Олег Гладковский…
В информационном поле активно подогревался месседж, что вместо того, чтобы "посадить троих друзей" или рубить руки коррупционерам, Порошенко рассаживал их на высокие госпосты, чтобы этим рукам было проще дотянуться к госбюджету.
И оппоненты, и соратники Порошенко отмечают - Петр Алексеевич любит держать все под личным контролем. В течение пяти лет президентства он выстраивал курс, чтобы де-факто именно в его руках сосредоточилась законодательная, исполнительная, судебная власть, силовики, пытался подмять под себя информационное поле страны. И вроде бы получилось…
Чего греха таить - Петр Порошенко имел большое влияние на Верховную Раду, свои люди контролировали суды, покупал новые телеканалы… Вроде бы все везде было договорено и схвачено. Ан нет… Кулуарные договоренности не сработали. Наоборот, такая концентрация власти в одних руках не понравилась ни представителям власти, ни народу.
Против Порошенко играло его обещание продать бизнес-активы сразу после избрания президента. И что в итоге? Продал? Нет, передал в "слепой траст". И магазины "Рошен", которые как грибы после дождя за последние пять лет "разрослись" в Украине (и не только), ежедневно наводят украинцев на мысль - их обманули. Это чувство усиливается и после информации, что Порошенко к исходу своей президентской каденции разбогател в сто раз. Только дивидендов из "слепого траста" Ротшильдов по итогам 2018 года накапало 1,1 млрд грн.
Дал о себе знать и "офшорный скандал" 2016-го. Серпом по электоральному рейтингу прошлась информация о якобы контрактах "Кузницы на Рыбальском" с российскими предприятиями в разгар военных действий в Донбассе. И это уже не упоминая "качели" - работает или не работает фабрика "Рошен" в Липецке.
На каждых президентских выборах международные партнеры Украины делали ставку на своего кандидата. Не без помощи политологов и журналистов избирателям активно доносилась информация, что США, ЕС, Россия сделали ставку на того-то… Исходя из этих сигналов определенная часть избирателей делала свой выбор. В этот раз Запад выжидательно молчал, не делая резких движений по поддержке ПАПы.
Хотя бы раз в год социологи делают замер общественных настроений. Один из ключевых вопросов: "По-вашему, в правильном ли направлении движется страна?". И цифры такой социологии – отправная точка для лидера, нужно ли корректировать курс и в каком направлении.
Говоря о курсе Петра Порошенко, статистика общественных настроений была такой: 2015 год – 48% украинцев говорили о том, что страна движется в "неправильном направлении", 2016-й – 70%, 2017-й - 67%, 2018-й – 73%, 2019 год – 73%. Стоило делать выводы, но не сделали. Порошенко и его команда уверовали: они действуют правильно, а критика – нападки "юлеботов" и "рука (голос) Кремля".
Как отмечают политологи, свинью Порошенко подложили и члены его команды. Одни просто не хотели огорчать "шефа" и постоянно создавали ему "теплую информационную ванну", а другие – банально не смогли (пере)убедить "первого" корректировать свои действия, правильно и быстро отвечать на острые внутриполитические вопросы, особенно касающиеся обвинений в адрес Порошенко и его команды.
Свою предвыборную кампанию Порошенко проводил на запугивании (если не Я, то будет "реванш", Путин пойдет вглубь Украины) и делил страну: "патриотов", которые говорят на украинском, поддерживающих ПЦУ и его персонально, и "врагов" - всех, кто не с ним. Украинцам не понравилось такое деление. Да и уставший от пятилетней войны и нищеты народ хотел позитивной повестки дня.
Сразу несколько политологов отметили, что президент пытался выиграть предвыборную кампанию старыми методами – с помощью админресурса (вертикали власти), "подкупа" - повышения социальных выплат, монетизации субсидий. Но как отмечают эксперты, админресурс в новой политической реальности не сработал – бюджетников уже не запугать неправильным голосованием, да и местные чиновники и политики научились "переобуваться" в воздухе.
Кроме того, избиратели начали осознавать, что предвыборные социальные поощрения – это деньги, которые вынуты кандидатом из кошелька налогоплательщиков, то есть их кошелька. И что сегодня дали – завтра вдвойне заберут.
Мы спросили у экспертов, сколько времени должно пройти, чтобы давать первые оценки действий нового президента.