13 ноября в деле о гибели людей на подлодке «Нерпа» появился подозреваемый. Об этом заявил Следственный комитет при Прокуратуре РФ (СКП). Матрос-контрактник Дмитрий (его фамилия известна «КП», но мы ее пока не называем из соображений безопасности семьи матроса) уже признался в военно-следственном управлении СКП по Тихоокеанскому флоту, что включил систему пожаротушения на атомной подводной лодке.
Как рассказал источник «КП», близкий к следствию, матрос запустил систему пожаротушения… без всякого основания (напомним, в результате ЧП погибли 20 человек и 21 госпитализирован). Мол, Дмитрий утверждает, что нажимал кнопки на пульте местного управления системой ЛОХ от нечего делать и случайно подобрал код…
Нажал смертельно опасные кнопки от скуки?! Вот так вот запросто влез в систему и пролил ядовитый газ на людей нечаянно?.. Все это звучало невероятно. Ахнув, мы попросили прокомментировать, как такое могло случиться, специалиста-подводника.
- Система ведь эта современная, в каждом отсеке подлодки есть система управления ЛОХ с местного поста, как маленький калькулятор, - объясняет Николай МЕЖОНОВ, капитан 2 ранга (он 15 лет ходил старшим механиком на атомных подлодках). - Ее делали специально для этой «Нерпы». С этого пульта можно управлять системой защиты из любого отсека - чтобы, если пожар, подтопление, можно было включить защиту мгновенно, так что доступ к ней свободный. Но, поскольку лодка была в процессе сдачи, вероятно, матрос не изучил все должностные инструкции. Однако ума хватило, чтобы нажимать кнопки. И все равно остается много вопросов: если он нажал комбинацию, тут же должны были сработать ревуны, появиться информация в Центральном пункте управления (ЦП). Дежурные на ЦП должны были связаться с отсеком, узнать, что случилось. Либо дежурные отзвонились и, когда матрос признался, что случайно нажал кнопки, успокоились, не приняли во внимание, что фреон пошел. Но могли и отреагировать, однако было уже поздно. В любом случае виноват не один матрос.
7 наивных вопросов о ЧП на АПЛ «Нерпа»
1.Где сейчас находится матрос, подозреваемый в совершении преступления?
Днем его допрашивают сотрудники военно-следственного управления Следственного комитета при Генпрокуратуре РФ (СКП). Происходит это в здании военной прокуратуры гарнизона. Туда же вызывают и свидетелей. Затем всех вместе везут на лодку, где люди дают показания уже в отсеках. Там все фотографируется, протоколируется, рисуются схемы. Все документы подписывают подозреваемый и свидетели. Ночью подозреваемый находится под арестом в здании местной гауптвахты.
2.Предъявлено ли уже обвинение подозреваемому? Что ему инкриминируют?
3. Как следователи вышли на подозреваемого?
С помощью свидетелей, которые находились в первом и втором отсеках. Следователи буквально по минутам исследовали развитие событий на лодке в момент аварии и по крохам состыковывали свидетельские показания. И круг стал сужаться, пока в центре его не оказался этот матрос. Но он признался не сразу. А только тогда, когда его приперли к стенке фактами. Но нельзя исключать, что подозреваемый в ходе следствия или на суде откажется от своих признаний. Это ведь «обычная» практика…
4. Почему матрос это сделал?
Документы допроса держатся в секрете. Пока просачиваются лишь сведения, что этот подводник якобы «просто игрался» с прибором и «нажал не ту кнопку». По этой причине представитель СКП Владимир Маркин и заявил, что «матрос запустил систему безо всякого на то основания». Проще говоря - без приказа командира.
Прорабатывается и такая версия: ребята хотели просто понаркотить. Небольшое количество фреона вызывает эйфорию. Но для этого нужно быть большим специалистом и знать станцию до винтика.
5. Кто может включать систему ЛОХ в отсеках?
Только личный состав отсеков, где установлены противопожарные станции ЛОХ. Для этого регулярно проводятся тренировки с матросами.
На более ранних лодках стояла механическая система запуска ЛОХ. На «Нерпе» же установили автоматику. В ней были спецкоды для включения - это для того, чтобы аппаратура была застрахована от самопроизвольного запуска. То есть надо подобрать вручную специальный шифр, и тогда она сработает. Очень похоже, что парень знал эту методику: во всяком случае, знал, как войти в систему через блокиратор…
При подаче ЛОХа в аварийный отсек обязательно загорается сигнал, на центральном посту звучит сигнал-ревун. По неосторожности включить ЛОХ нельзя, все клапаны опломбированы и куча маркировки, что жизнеопасно. Включить ЛОХ по неосторожности - это все равно что угнать машину по неосторожности.
6.А другие матросы или гражданские, находившиеся в одном отсеке с этим матросом, могли не видеть его действия?
При таком скоплении народа подготовить станцию к подаче ЛОХа незаметно для других невозможно. То есть люди наверняка наблюдали за действиями этого матроса. А так как народ на лодке знает, что такое ЛОХ, ему бы просто по башке настучали. Отсюда можно сделать несколько выводов:
7.Если сослуживцы этого матроса и заводские спецы погибли от фреона, как он сам остался жив?
А это еще одно доказательство того, что он знал толк в системе пожаротушения и грамотно сориентировался. Он лишь слегка наглотался газа и сейчас вполне вменяем.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
«Снять печать и набрать 5 цифр»
Капитан 1 ранга запаса, председатель Петербургского клуба моряков-подводников Игорь КУРДИН:
- Система включения ЛОХ на «Нерпе» отличается от тех, что на других лодках. Обычно это клапан и рычаг-манипулятор, причем клапан закрыт кожухом и опечатан. На «Нерпе» вместо этого - пульт. Чтобы запустить систему, нужно сначала набрать комбинацию из пяти цифр. Ее должен знать весь личный состав, потому что любой матрос может оказаться в отсеке один и должен уметь привести систему в действие. Так что иногда этот код просто пишут карандашиком прямо на пульте. Когда система включается, все просто: она дает подсказки, в какой отсек направить фреон, скажем, нажмешь «2» - значит, во второй отсек. В конце надо повернуть тумблер - подтвердить решения. После этого включается сигнализация и через 30 секунд подается фреон.
Раньше, когда клапан был в красном опечатанном кожухе, никому и в голову не приходило его без дела снимать. А теперь красивая это такая коробочка с кнопочками. Наверное, она притягивает шаловливые руки. Особенно если комбинация цифр тут же и написана - а что ее не ввести? Многие командиры говорили: не надо усложнять ЛОХ, все должно быть просто и надежно. Ведь за 30 лет с ЛОХ аварий не было.
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
Не спешите судить
Евгений САЗОНОВ
Информация о том, что найден виновный в аварии на лодке, взорвала телерадиоэфиры не меньше, чем информация о самом ЧП. И снова грозит перерасти в истерику. В день аварии, когда не было известно даже имени АПЛ, многие с наслаждением кричали по поводу второго «Курска». Но когда информации стало больше, оказалось, что ЧП в Баренцевом и Японском морях мало похожи. Вчера с упоением начали вешать всех собак на конкретного матроса.
Что по сценарию может быть дальше? За время следствия имя этого человека станет всеобщим достоянием (еще раз напоминаем, что «КП» оно известно, но мы сохраняем его в тайне по этическим причинам). Матроса будут обвинять во всех смертных грехах. Не только его самого, но и его родных и близких доведут до балансирования на грани безумия…
Но давайте помнить, что вина этого человека пока НЕ ДОКАЗАНА. Если он действительно запустил по каким-то причинам пожарную систему, тогда каждую ночь к нему будут являться люди, которых он по своей неосторожности погубил. Давайте и мы не будем закрывать глаза на то, что существует презумпция невиновности.
Виновных называет суд. Не судите сами…
* Лодочная объемная химическая система пожаротушения.