На спонтанно организованной встрече канцлера Германии с президентом России 18 августа в Германии, как и предполагалось, затрагивался украинский вопрос. Стороны обсуждали перспективы миротворческой миссии ООН для Донбасса.
По информации главреда "Эхо Москвы" Алексея Венедиктова, "на встрече Меркель-Путин канцлер подробно излагала план введения миротворцев на Донбасс (30-40 тыс) и создание международной администрации там".
"КП в Украине" изучила, что стоит за новыми договоренностями Меркель и Путина по миротворцам ООН.
Формат закрытых переговоров канцлера Германии с российским президентом не предусматривал пресс-конференций после их окончания. Лишь перед разговором с глазу на глаз Меркель и Путин сделали несколько заявлений. Говоря об Украине, канцлер Германии заявила, что по-прежнему пока не удается достичь "стабильного режима прекращения огня". Также она добавила, что обсудит с Путиным миротворческую миссию ООН для Донбасса, которая "могла бы сыграть роль в процессе умиротворения сторон". В свою очередь, Владимир Путин лишь ограничился общей фразой - "Россия заинтересована в работе в рамках нормандского формата и контактной группы". То есть, ничего конкретного.
- Очень сомневаюсь, что до окончания президентских и парламентских выборов возможен ввод миротворческой миссии. И тому есть несколько объяснений. Одно из главных – украинские политики не заинтересованы во вводе миротворцев на Донбасс. Им выгодно такое подвешенное полувоенное состояние. Раздутые военные бюджеты дают возможность зарабатывать, и на теме войны некоторые политики сделали себе карьеру и продолжают удерживаться на плаву, - анализирует политтехнолог Алексей Якубин. – Если бы прекратилась война – они бы исчезли из украинской политики.
По словам эксперта, также имеет значение эффект начавшейся предвыборной гонки. Политикам сейчас банально не до решения вопроса с миротворцами.
- Думаю, если и возможен ввод миротворцев, то только в концу 2019 года, после парламентской избирательной кампании, - говорит Якубин.
Советует не устанавливать временные рамки, обсуждая вопрос миротворческой миссии ООН для Донбасса, политолог Ярослав Макитра.
- Не нужно ставить телегу перед конем. Сейчас вопрос миротворцев по-прежнему находится в теоретической плоскости, до практической реализации еще далеко. Ввод миротворческой миссии должен закрепить какие-то договоренности, правила – следить за их соблюдением. Есть ли такие договоренности? Минские соглашения не соблюдаются. Новых договоренностей нет. Сейчас абсолютно непонятен функционал потенциальной будущей миротворческой миссии, - считает Макитра. – Был бы смысл вводить миротворцев, если бы, допустим, были полностью реализованы те же Минские соглашения. Тогда бы миротворцы некоторое время следили за спокойствием в регионе.
Как и год, и два назад остается загадкой формат миротворческой миссии ООН для Донбасса. Украинская сторона настаивает, что мандат должен распространяться на всю временно оккупированную территорию, включая государственную украинско-российскую границу в зоне конфликта, предусматривать вывод иностранных вооруженных формирований, военной техники и наемников, а также способствовать установлению мира в регионе. Российская сторона же видит мандат "голубых касок" ООН в некой охранной функции для наблюдательной миссии ОБСЕ, не более.
- Важен вопрос, чьи войска войдут в миротворческий контингент. Для Украины важно, чтобы в него входили исключительно солдаты стран НАТО. Россия на это никогда не согласится. Кремль будет добиваться, чтобы среди миротворцев были военные из России или дружественных государств: Беларуси, Казахстана, Армении, Азербайджана. А с этим не согласится Украина. Ведь в такой миссии российские миротворцы в один прекрасный момент становятся войнотворцами. Опыт Южной Осетии тому наглядное подтверждение, - говорит политолог Константин Батозский.
Теперь что касается численности контингента. В апрельском интервью ВВС министр обороны Степан Полторак называл две цифры.
- Для того, чтобы мы могли четко рассчитать, какое количество миротворцев нужно, важно определить, какую задачу будет выполнять миротворческая миссия. Может быть два варианта: поддержание мира и принуждение к миру. Если речь идет о поддержании мира, то, по нашим расчетам, миссия может составить от 10 до 25 тыс. человек. Если речь будет идти о принуждении к миру, то цифра может быть 35-40 тыс., - заявлял Полторак. Эксперты говорят, что на вариант "принуждения к миру" Совбез ООН вряд ли даст согласие.
Замедлить процесс ввода миротворцев на Донбасс может и денежный вопрос. В прошлом году постпред Украины в ООН Владимир Ельченко спрогнозировал, что бюджет миротворческой операции составит около миллиарда долларов в год.
- Предварительные я слышал такие оценки, что это будет не менее 1 миллиарда долларов в год, но я еще раз говорю, я не специалист, это должны сделать люди, которые это делают регулярно, - подчеркнул он. Политологи же отмечают, что денег на миссию для Украины в миротворческом бюджете ООН до середины 2019 года не заложено.
- Миротворческий бюджет ООН на предстоящий год – 7 миллиардов долларов - уже расписан на 14 миссий. Среди них Украины нет, - обращает внимание Алексей Якубин.
Появление на Донбассе международной администрации без ввода миротворцев исключено.
- Какая страна пустит своих чиновников под пули? Такой вариант даже не рассматривается, - отмечает Константин Батозский.
Международная администрация для проблемных регионов – это утвержденная Совбезом ООН группа чиновников и специалистов, которые на определенное время приезжает в регион и берет бразды правления в свои руки, наводит там порядок.
- Международная администрация – эффективный инструмент после окончания военных действий и разведения сил. Украина не позволит, чтобы в первое время после установления мира к власти в регионе пришли бывшие представители так называемых "ОРДЛО". В "ОРДЛО" также со скепсисом относятся и к украинской власти. Нужен компромисс. И этим компромиссом могла бы стать международная администрация, - говорит Ярослав Макитра. - Главным заданием такой администрации, кроме возвращения региона под юридический суверенитет Украины, стала бы подготовка региона к выборам: сначала местным, а потом и довыборам в парламент.