Народный депутат Антон Геращенко рассказал о законопроекте, который предполагает создание Службы защиты свидетелей. Новый орган сможет как физически охранять подопечных, так и менять их биографию.
Он также поделился советами с теми, кому грозит опасность покушения. Обо этом депутат рассказал в интервью для "Цензор.нет".
Главный совет, который дал Геращенко, сам переживший вовремя раскрытое покушение на него - не общаться с незнакомцами.
- Во-первых, не надо общаться с людьми, которых ты не знаешь. Либо же следует тщательно этих людей проверить. В противном случае может случиться беда, - пояснил депутат.
По его словам, надо проверять всех людей, которые навязываются контактировать с вами, прежде чем соглашаться на встречу.
- Скажем, если со мной хочет встретиться какой-то журналист, я проверяю, существует ли такой журналист; требую предъявления паспорта, заранее, по электронной почте, проверяю публикации такого журналиста, и т.п, - рассказал Геращенко.
Он также заявил, что после покушения ему предоставлена охрана, к которой он уже привык, хотя это очень неудобно.
Сейчас в Украине максимум на что может рассчитывать свидетель по особо важным уголовным делам - это два-четыре вооруженных пистолетами полицейских, которые сменяют друг друга на дежурствах. Кроме такой простой физической охраны нет ни программы долгосрочной защиты свидетелей, ни возможности и ресурсов менять людям биографии, находить новое жилье, работу.
По словам Геращенко, на новую службу., если за нее таки проголосует парламент, придется серьезно потратиться из бюджета. Тех же специалистов из полиции и СБУ, которые занимаются охраной свидетелей сейчас, просто переведут в новую службу, после предварительного тестирования.
В среднем в год сейчас тратится 1,5 миллиона гривен для физической охраны одного человека. Большинство расходов идут на зарплаты сотрудников, а это порядка 20-25 тысяч гривен в месяц одному полицейскому-охраннику. Всего Украина расходует на такую охрану свидетелей 500 миллионов гривен ежегодно.
- Мы хотим ее расширить и углубить. На сегодняшний день, кроме того, чтобы приставить к свидетелю 2-4 сотрудников, государство больше ничего сделать не может. В итоге, это не дает желаемого эффекта. Взять, к примеру, случай с Аминой Окуевой. Им с Адамом Османовым была предоставлена полицейская охрана.
Но дело в том, что им самим это было неудобно – потому что эта охрана фактически повсюду находится с тобой. И у человека возникает впечатление (и сейчас это происходит с фигурантами списка 47 журналистов), что это не охрана, а легализованная слежка. Когда убили Амину Окуеву, у многих возник вопрос: почему с ней не было охраны? Объясню, почему. Если бы с ней в едущей ночью небронированной машине, по которой стреляют очередями, были два сотрудника полиции с пистолетами, трупов было бы больше.
Поэтому – и это очень важно – защита свидетелей должна быть интеллектуальной. А интеллектуальная защита предусматривает создание специального агентства, которое будет заниматься исключительно защитой участников криминального производства – для всех правоохранительных органов страны.
Что с вопросом охраны остальных 40 человек из списка - остается только догадываться. Уже известно, что некоторые журналисты отказались от охраны добровольно. Пресс-офицер полиции сказал, что "информация касается личной безопасности граждан, поэтому является закрытой". При этом он не исключил, что их тоже могут взять под охрану полиции.
По словам Цимбалюка, он неоднократно контактировал с Германом и знал про список тех, кого планируют убить, однако сам этого списка никогда не получал. Что же касается самой инсценировки убийства, то там все обошлось даже без использования оружия. На прощание Цимбалюк пожелал Бабченко доброго здоровья, но тот попросил, чтоб его не смешили.