Вопрос с Надеждой Савченко заостряется. Если она не явиться 15 марта в 11.00 на допрос в СБУ, генеральный прокурор вносит в Раду представление о лишении ее неприкосновенности, задержании и аресте. Если явиться – получит шанс объясниться. В чем? Юрий Луценко об этом умолчал, но и так понятно, что народного депутата, Героя Украины могут обвинить в причастности к подготовке масштабного теракта - тех самых грехах, которые приписывают известному переговорщику Владимиру Рубану, которого Савченко поддержала в суде.
С точки зрения интересов следствия, шумиху вокруг европейского вояжа Надежды нельзя было поднимать. Стоило дождаться, пока она вернется в Украину, принести повестку хоть прямиком в Раду и брать "тепленькой". А уж потом объявить всему миру, в чем ее уличили. Но получилось с точностью наоборот: подозреваемую предупредили об угрозе, да еще как публично!
Сначала в СМИ был сделан "слив", что Савченко по делу терроризма считают главной заговорщицей, потом Луценко вслух заявил о том, что Надежду вызывают в СБУ, а она уехала (читай, сбежала) за границу. Вот и в Страсбурге на сессии Европарламента Савченко, оказывается, уже нет. По словам генпрокурора, она зачем-то укатила в Испанию.
- Такими публичными заявлениями Савченко предлагают не возвращаться в Украину, - считает политолог Вадим Карасев. – Если доказательная база недостаточная, это было бы хорошим выходом. Если не приедет, значит, боится. С одной стороны, оппозиционного депутата вытеснят из Украины как Саакашвили, с другой – создадут ему крепкий антипиар.
Надежда в буквальном смысле слова оказалась между Сциллой и Харибдой. Если она прибудет к часу "Х", то может получить уведомление о подозрении. Если не прибудет, будет считаться беглецом.
- Думаю, этот ультиматум поставлен еще и для того, чтобы проверить, как отнесутся к снятию неприкосновенности депутаты, - предполагает Вадим Карасев. – Ведь они не хотят рисковать, каждый может оказаться в той же роли.
Теоретически угрозы генерального могут стать поводом, чтобы Савченко попросила за границей политического убежища. Но за недолгую политическую карьеру женщина-офицер не успела нажить заводов, газет, пароходов. И вряд ли освоила оффшорные просторы.
- На это тоже мог быть расчет, - отмечает политолог. – Если она останется, значит, ей помогают. Может быть, даже из соседней страны. Власти нужно раскручивать "дело Рубана", не позволить угаснуть интересу к нему.
Как оппозиционер Савченко не представляет такой опасности, как Саакашвили. Она много говорит, но не может собрать митинги и Майданы. Тем не менее, если Героя Украины получиться раскрутить в предатели, от этого будет прок не только на выборах, считает политолог.
- Если Савченко выбью из седла, за ней могут последовать Семенченко, другие представители добробатов – той военизированной группы, которая думает, что способна делать большую политику.
Из Испании, Страсбурга или откуда еще, но Савченко все же решила вернуться. 15 марта в 10.30 анонсирована ее пресс-конференция в Аскольдовом переулке 3-а, где находится Главное управление СБУ в Киеве. Вечером 14 марта Савченко все же вылетела в Украину из Мюнхена рейсом, который прибывает в 22.39.