Пресс-конференция бывшего президента Виктора Януковича, на которой он обещал представить "новые доказательства причастности представителей нынешней украинской власти к расстрелу протестующих на Майдане" прошла на удивление сдержанно. Ни острых эмоций, ни прямых обвинений. Как и следовало ожидать, основной темой был процесс о госизмене, который сейчас проходит в Оболонском суде, и письмо Путину, ставшее основой для обвинений.
Обещанные новые доказательства Януковичем не были представлены. Даже на вопросы журналистов он отвечал уклончиво. Когда "Первый канал" спросил его о грузинских снайперах, которые фигурировали в итальянском фильме, экс-президент сделал отсыл к своей видеоконференции во время суда над бывшими "беркутовцами".
- Я давал показания в суде над "Беркутом" о легионерах, которые приехали и расстреляли невинных людей, безоружных милиционеров. Но не пострадал никто из руководителей (оппозиции). Они ходили уверенные, что огонь не будет направлен против них, - сказал экс-президент.
А на вопрос агентства "РИА Новости" о трех "П" (Парубий, Пашинский, Парасюк), которые, по версии спикеров фильма, якобы руководители снайперами, Янукович даже не стал повторять фамилии.
- Я не хочу быть как они, называя людей преступниками без суда, - ответил Янукович.
Вместе с Януковичем на пресс-конференции были его украинские адвокаты и они ловко приходили на помощь. Когда экс-президент отчего-то растерялся после вопроса о поездке на Мальдивы Петра Порошенко (дескать, можно ли это считать самоустранением, как бегство Януковича из Киева 21 февраля 2014 года) его главный адвокат Виталий Сердюк напомнил, что поднимал этот вопрос на суде, и сказал что "ситуации не идентичные".
По поводу самого процесса в Оболонском суде, как и прогнозировала ранее "КП" в Украине", Янукович с нотками обиды в голосе заявил, что его не допускают к суду. Напомним, обвинение и защита Януковича не сошлись в форме его участия. Суд предлагал просто выйти на связь по скайпу, а адвокаты от имени обвиняемого хотели допроса по линии международной правовой помощи.
Виктор Янукович подчеркнуто дистанцировался от президента России Владимира Путина, говоря, что общается не столько с ним, сколько с его администрацией, но признал, что 1 марта написал обращение к Путину, которое было зачитано постпредом Чуркиным на заседании Совбеза ООН 3 марта. На суде даже был продемонстрирован полный текст письма.
Янукович настаивал, что он просил не о введении войск, а о полицейской миротворческой миссии.
- Написал Путину обращение такое же, как написал 22 февраля в Донецке обращения к 3 государствам-гарантам подписания мирного соглашения. И аналогичное письмо я написал Путину. Разница была в том, что в этом письме я ссылался не на мирное соглашение, а на договор о дружбе между Украиной и РФ, - сказал Янкович.
На вопрос, просит ли он Путина ввести войска сейчас, Янукович не ответил.
Интересно, что вслед за Петром Порошенко, который давал пресс-конференцию 28 февраля, Янукович тоже отметил, что за последние годы потерял в достатке. Порошенко сказал, что "его жизнь – не сахар", Янукович дал понять, что живет за счет своей семьи.
- Я ваши деньги не считаю, а вы не считайте мои! – отрезал он.
Что касается Крыма, то экс-президент настаивает, что не знал о развертывании там российских войск в феврале 2014 года.
- Никакой информации о какой-либо подготовке в Крыму вооруженного захвата не было, мне не поступало такой информации ни от военных, ни от спецслужб, ни от органов местной власти, - утверждает Янукович.
В свою очередь, он предсказуемо обвинил новую украинскую власть в том, что это она сдала Крым:
- Складывается впечатление, что власть сделала все, чтобы оттолкнуть Крым от Украины, отделаться от проблемной территории. С учетом показаний многих свидетелей, выступивших на суде, можно точно сказать, что конкретных действий по сохранению Крыма в составе Украины теми, кто захватил власть в Киеве, предпринято не было.
По мнению Януковича, вопрос о присоединении Крыма к России возник после смены власти в Украине 22 февраля 2014 года.
Владимир Фесенко, глава правления Центра прикладных политических исследований "Пента":
- Общее впечатление такое, что пресс-конференция Януковича была реакцией на суд по делу о его госизмене. Он хочет представить свою версию, но она не выдерживает критики. От бывших работников спецслужб я знаю, что Януковича информировали о том, что в феврале 2014 года Россия вводит в Крым войска. Янукович солгал и о том, что просил миротворческую миссию. Есть текст письма, где четко сказано, о чем он просил Путина.
Что касается обещанных новых доказательств по расстрелам на Майдане, то Владимир Фесенко считает, что таковых у Януковича нет. А говорить огульно он не стал, чтобы не выглядеть человеком, который дает лживые данные, в Европейском суде, где будет оспаривать обвинительный приговор.
Алексей Якубин, политолог:
- Этой пресс-конференцией Янукович хотел дать понять, что он все еще не посторонняя фигура для украинской политики. Не даром он сказал, что не изменил украинское гражданство. Он захотел напомнить о себе после пресс-конференции, которую давал Петр Порошенко, выступить по поводу обвинений, на которые не может ответить в суде.
Что касается обещанных сенсаций, то, по мнению эксперта, Янукович и не собирался их оглашать:
- В анонсе своей пресс-конференции Янукович сделал посыл для украинской власти, что у него на нее есть некое досье. Но пока он держит его при себе.