Скандал, разгоревшийся вокруг провала агента под прикрытием НАБУ, неожиданно утих. Артем Сытник, Назар Холодницкий и Юрий Луценко провели пару часов в беседе, после чего сделали заявления в стиле: "Мир. Дружба. Жвачка".
Вечером 29 ноября Государственная миграционная служба выпустила пресс-релиз, в котором обвинила агента НАБУ в даче взятки заместителю главы Государственной миграционной службы Дине Пимаховой. Наутро следующего дня чиновница "вживую" рассказала, как ее пытались "подвести под монастырь".
Некто Сергей Тетенков под видом руководителя фирмы "Мудабала" втерся к ней в доверие под предлогом покупки имущества, а сам просил легализовать на территории Украины граждан из Вьетнама и Ирана. Само собой – за деньги.
Принципиальная чиновница, конечно же, рассказала обо всем СБУ, а та вышла на конспиративную квартиру, где засели… сотрудники НАБУ. Канитель тянулась несколько месяцев, СБУ документировала "мудобаловца" и задержала при передаче первого транша взятки в 15 тысяч долларов. Им оказался Сергей Боярский - агент антикоррупционного бюро да еще и сын бывшего народного депутата от Партии регионов.
За пару часов до брифинга Пимаховой свой пресс-релиз выпустило НАБУ. Очень резкий и гневный, он гласил, что Генеральная прокуратура Украины и СБУ дерзко вмешались в спецоперацию по разоблачению коррупции в миграционной службе. Разработка Пимахиной – всего лишь один из эпизодов. Чиновница сама просила гонорар в 30 тысяч долларов за легализацию иностранцев. А вообще в ГМС существует организованная преступная группировка! И СБУ, пользуясь монопольным правом на прослушку, "слила" коррупционерам все секретные данные.
Еще НАБУ заявило об обысках в своем ведомстве и исчезновении семерых детективов. Как стало известно из информированных источников, детективы таки были задержаны в компании агента под прикрытием и обыски действительно планировались.
Риторика удивительным образом изменилась после того, как руководитель НАБУ Артем Сытник и глава САП Назар Холодницкий побывали в гостях у Юрия Луценко.
Сытник заявил прессе, что его детективов не будут задерживать – это раз. Обысков в НАБУ не было – это два. ГПУ и СБУ не знало всей правды о спецоперации – это три. И когда они с Холодницким открыли Луценко глаза, тот пообещал, что не будет больно бить работников бюро.
Вскоре это подтвердил и сам Луценко. Отметив, что детективы не имели права провоцировать Дину Пимахову на взятку, генпрокурор подчеркнул, что больше они не будут так поступать. И слегка подпортил имидж неподкупной чиновницы, которая, как оказалось, таки давала повод говорить о коррупции – получила "незначительную неправомерную выгоду за легализацию вьетнамца". Только после этого незадачливый агент под прикрытием попытался дать ей 15 тысяч за гражданина Ирака, на чем и погорел.
Но есть ли уголовное дело и кто еще проходит по нему - не сказано ни слова.
Провал агента под прикрытием может ознаменовать завершающую стадию конфликта между НАБУ, НАПК и Генеральной прокуратурой. С проигрышем бюро.
- Я думаю, что происходит укрощение строптивого. НАБУ – единственная правоохранительная структура, которая не подконтрольна президенту или Народному фронту. Бюро всегда пыталось установить свои правила игры, а ему пытались поставить некие силовые линии, - говорит политолог Алексей Якубин. – Теперь же власть могла предложить Сытнику негласный контракт, отгородив его от расследований, которые не выгодны, и ограничив самостоятельность. Тем более, что НАБУ своими процессуальными ошибками само дает повод, чтобы их против него использовать.
По мнению советника министра МВД Станислава Речинского, ключевую роль в этом деле играют обыски в НАБУ.
- Думаю, что взяткодатель из НАБУ - это только повод для обыска. Куда интереснее материалы прослушки НАБУ. Кстати, незаконной, - написал он в "Фейсбук".
Генеральную прокуратуру и СБУ могли интересовать записи, которые компрометируют приближенных к власти людей и могут лечь в основу новых уголовных дел НАБУ. Не исключено, что обыски действительно не состоялись, а бюро само выдало искомое. Ведь были у Юрия Луценко основания заявить, что детективы незаконно прослушивали мобильные телефоны около 100 человек. Это еще один крючок, на котором могут держать Сытника. Незаконная прослушка – уголовная статья.
Бывший заместитель генпрокурора Алексей Баганец предполагает, что спецоперация с агентом была организована с нарушениями.
- Эту тему вели полгода. Ни от Луценко, ни от Сытника я не услышал, в рамках чего проверяли чиновников ГМС: оперативного дела или уголовного? Были ли у НАБУ разрешения следственного судьи на оперативные действия? Почему после того, как чиновница якобы взяла вознаграждение, это не было реализовано? - отмечает профессиональным взглядом Алексей Баганец. – Действия сотрудников НАБУ могли быть элементарно неграмотными, они сами провалили свою спецоперацию.
На опубликованном видео агент НАБУ под прикрытием общается с якобы заместителем главы Госмиграционной службы Диной Пимаховой.