Загрузить еще

"Плутониевая угроза" России – начало холодной войны с США

Фото: Путин потребовал от США больших уступок в обмен на атомную безопасность. Фото: blogs.voanews.com

Массированные ракетно-бомбовые удары со стороны российской и сирийской авиации по жилым кварталам, инфраструктуре и больницам Алеппо привели к тому, что США прекратили всякие переговоры с Россией о прекращении огня в этой стране.

"Я думаю, что терпение всех в отношении России подошло к концу. Они исчерпали лимит доверия",- заявил представитель  Белого дома Джош Эрнест. "К сожалению, Россия не смогла придерживаться своих собственных обязательств, а также не была готова или была не в состоянии гарантировать соблюдение сирийским режимом  условий,   на которые согласилась Москва", - заявил представитель Госдепартамента США Джон Кирби. 

В ответ на созданную ей же тупиковую ситуацию в Сирии, Москва задействовала в споре с США "ядерный" аргумент. В России заявили о приостановлении действия соглашения с правительством США об утилизации оружейного плутония. Речь идет о договоренностях 2010 года между США и Россией, касающихся промышленной утилизации излишков оружейного плутония. В соответствии с этими соглашениями каждая из сторон должна переработать 34 тонны избыточного оружейного плутония в  ядерное топливо для атомных электростанций. Выполнение российской программы утилизации предполагало предоставление финансовой помощи со стороны США и ряда других западных стран в размере 4 миллиардов долларов. А сам процесс должен был начаться в 2018 году и завершиться  через 15 лет.

"Действие соглашения прекращается в результате недружественных действий Соединенных Штатов Америки в отношении Российской Федерации", - говорится в указе Владимира Путина, который был опубликован в российских СМИ. На практике это может означать, что Россия сохраняет для себя возможность использования плутония для ядерного оружия.

В Госдепартаменте США в ответ заявили, что не нарушили соглашение с РФ об утилизации излишков оружейного плутония и намерены дальше выполнять его.

Так что, скорее всего, речь идет не о реальной угрозе со стороны России, а всего лишь о намерении припугнуть США в сирийском вопросе. В пользу этого говорит и то, что в то же день, когда прозвучали заявления о плутонии, в России заявили о готовности  восстановить эту программу, но при выполнении ряда явно невыполнимых условий: Москва потребовала от США отменить санкции против РФ и так называемый закон Магнитского, который был принят в США в 2011 году и ввел персональные санкции против ряда российских чиновников, виновных в смерти юриста Сергея Магнитского.

Кроме того, Россия потребовала от США сократить численность вооруженных сил НАТО у российских границ и отказаться от "недружественной политики в отношении РФ". А напоследок Москва еще и потребовала компенсировать ей ущерб от санкций.

Пойдет ли на это Вашингтон? Вряд ли. Во-первых, из-за отказа от программы утилизации плутония пострадает сама Россия, так как потеряет многомиллиардную финансовую помощь США. А кроме того, действия России в Сирии только укрепили западную коалицию против нее, и Москва сейчас не в том положении, чтобы диктовать свои условия. 

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Владимир Фесенко, политолог:

- Россия ответила в своем духе - не получается по нашему, так мы вам покажем "кузькину мать". Срыв этой программы и условия, которые выдвинула Россия, являются абсолютно неприемлемыми для США. Это косвенный признак возобновления "холодной войны" между двумя странами - как минимум, до исхода президентских выборов в Америке.

Прямых негативных последствий от этого намерения не будет. А вот косвенно это может повлиять на переговоры по Донбассу, так как США, пускай неофициально, но фактически имеют серьезное влияние на переговорный процесс. А сейчас отношения между США и Россией максимально усложнились.  

И конечно, это попытка шантажа Вашингтона Россией по Сирии. Но он не подействует, потому что Запад очень резко негативно воспринял бомбардировки Алеппо и нарушение Россией взятых ею обязательств. США не пойдут на уступки, и сейчас там опять заговорили об усилении санкций.